Как Вы считаете, какое преступление опаснее для общества: когда Жак Ширак на свою предвыборную кампанию похищает 2 миллиона евро или когда работник пожарного надзора или дорожно-патрульной службы получает взятку в 20 долларов?
Вы скажете, что это очевидно: разве можно сравнить 2 миллиона и 20 долларов!
У меня сложилась другая точка зрения. Мэр Парижа один, а мелких чиновников сотни тысяч.
Когда же человек в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с барством, вымогательством взятки, когда он искренне убежден, что «дать денег» за «не пристегнутый ремень в машине» или за «устройство» ребенка в детский сад — это норма поведения — вот это и есть самое опасное для общества. Можно на длительный срок лишить свободы «большого» начальника, конфисковать его имущество и вернуть гражданам деньги. Но никакими тюрьмами нельзя перевоспитать человека, изменить его сознание.
Полоцкой межгарнизонной военной прокуратурой в текущем году расследовался ряд коррупционных уголовных дел в отношении контролеров исправительного учреждения. Была вскрыта система проноса осужденным запрещенных предметов, естественно, за взятки. Суммы взяток обращены в доход государства.
В настоящее время расследуется уголовное дело в отношении заместителя начальника финансовой службы одной из воинских частей гарнизона. Молодой еще человек начал пользоваться денежными средствами воинской части, как своими.
Один военный комиссар, не имея возможности пользоваться служебным автомобилем, длительное время обращался за помощью к директорам предприятий и организаций района. А как же откажешь военкому — он призовет твоих работников на военные сборы и прогнозные показатели останутся невыполненными.
Другой начальник отпускал на учебу свою подчиненную, но отмечал ей в табеле полный восьмичасовой рабочий день. Третий — разрешил использование служебного транспорта в личных целях своему водителю. По требованию военного прокурора все они привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности, официально предупреждены о недопустимости совершения повторных правонарушений.
Было установлено, что военный комиссар использовал автотранспорт для организации призывной кампании, другие командиры оказывали неправомерное предпочтение интересам подчиненных, не за взятки, а из «человеческих побуждений». На первый взгляд, что же здесь плохого — «добрые» начальники. Но в том-то и состоит одно из условий совершения коррупционных, да и вообще любых преступлений. Если гражданин один раз преступил Закон и не понес за это никакого наказания, то Закон перестает для него быть Законом. Безнаказанность ведет к правонарушению и, как показывает практика, к преступлению. А это следствие, суд, наказание, слезы родных и материальные расходы.
Полоцкая межгарнизонная военная прокуратура осуществляет надзор за органами пограничной службы, внутренними войсками, воинскими частями и военными комиссариатами, дислоцирующимися в Витебской области от Полоцка и Верхнедвинска до Браслава и Постав.
Пользуясь случаем, я хочу обратиться к гражданам. Если вам известно о каких-либо правонарушениях военнослужащих, сообщайте мне. Мой телефон (8-0214) 44-01-81, МТС 516-24-29.
Коррупционер берет взятки для того, чтобы пользоваться деньгами: строить коттеджи, покупать дорогие машины. А это происходит на Ваших глазах. И это Ваши деньги… .
С. ХАЛЕНКОВ, Полоцкий межгарнизонный военный прокурор, полковник юстиции.
23/10/2010