Куда исчезло «дешёвое» молоко?

Актуально Экономика

В редакцию поступило коллективное обращение жителей райцентра по поводу снабжения молочными продуктами. Авторы письма нарекают на то, что в продаже мало так называемого «дешевого» молока, а также кефира, творога, сметаны. Во время их завоза в магазинах выстраиваются огромные очереди, покупатели спрашивают: «Почему район, имея свой маслосырзавод, практически лишен качественных и недорогих цельномолочных продуктов? Почему, если специализация предприятия иная, не организованы поставки в достаточном ассортименте молочных продуктов из других регионов? В продаже нет кефира, особенно нежирного — только био-кефир, диетического сыра, обычного творога, недорогой сметаны, молока жирностью 3,2%. А ведь эти продукты в первую очередь нужны всем, так как подходят и по стоимости, и по ценности для здоровья. Нужны каждый день в отличие от дорогущих сыров маслосырзавода, которые мы можем позволить себе редко.» Авторы письма замечают, что и качество сыров не всегда устраивает, среди покупателей бытует мнение, будто лучшие идут на экспорт, а местным жителям сбывают «невызревшие и забракованные». Подписавшиеся под обращением жители района попросили райисполком, маслосырзавод и райпотребобщество дать через газету ответы на свои вопросы. И пригласили сотрудников редакции в очередь за молочными продуктами, чтобы воочию лицезреть остроту проблемы.

Мы выполнили просьбу своих читателей и побывали в магазинах в «час пик», а также адресовали волнующие потребителей вопросы ответственным службам. Посетив магазины, убедились, что «молочная проблема» существует. На предыдущей неделе на прилавках не было не только «дешевого» молока, но и обычного «дорогого» — около 5 тысяч за пакет. В первый раз мы увидели лишь молоко с пребиотиками жирностью всего 1,6 % за 4240 рублей, во второй — молоко с лактозой такой же жирности за 6 с половиной тысяч, а также в тетрапакетах жирностью 2,5% за 7730 рублей. Кроме био-творога и био-кефира, выбора продуктов этих видов не было. Сметана предлагалась 26-процентной жирности за 8 тысяч рублей. Не изобиловали и прилавки коммерческих магазинов — здесь можно было купить лишь дорогое молоко и продукты с добавками «био».

Обсудить проблему и принять меры по ее исправлению к заместителю председателя райисполкома В. В. Лисовскому были приглашены руководители и специалисты маслосырзавода, райпотребобщества и учреждений образования, которые централизованно обеспечиваются цельномолочной продукцией.
Разъясняя причины возникновения «молочного ажиотажа», В. В. Лисовский отметил, что вопрос существует повсеместно в республике из-за сдерживания отпускных цен на молочную продукцию. Молоко и некоторые виды изделий из него относятся к социально значимым товарам, цены на которые регулируются государством. В результате сложилась ситуация, когда перерабатывающие предприятия закупают молоко по цене 3000 рублей за литр, а вынуждены продавать после переработки за 2200. Это экономический нонсенс, ведь любая продукция должна по крайней мере окупать свое производство, а в идеале — быть рентабельной и приносить прибыль. Предприятия-преработчики, обязанные обеспечивать экономические показатели, начали искать пути покрытия убытков из-за потерь при производстве цельномолочной продукции и наращивать выпуск тех же сыров, которые идут на экспорт, молока, сметаны и творога повышенной жирности или с биодобавками — формирование цены на такие изделия не сдерживается государством. Но покупатель, доходы которого в большинстве своем невелики, приобретать дорогую «молочку» не желает и охотится за дешевой «социальной» группой товаров. В результате и возникают повышенный спрос и очереди. Ситуация усугубляется тем, что иные предприимчивые граждане скупают за раз по 10-20 пакетов молока и творога, приторговывая затем ими в Себежском районе.
Исполнительная власть и заинтересованные службы стараются удержать баланс в этих взаимоотношениях производителя и потребителя. Районом принято решение об удешевлении молока за счет поставок сырья Полоцкому молкомбинату. На этом, кстати, Верхнедвинский маслосырзавод понёс убытков более чем на 2 млрд рублей. Регулируются цены не только на молоко в розничной торговле. Дешевой молочной продукцией снабжаются и все закрытые учреждения. Но приходится всё больше учитывать интересы производителя — ведь искусственно сдерживая цены, государство разорит его, а значит, и самого себя. Эффективен другой путь — повышения зарплат и пенсий, чтобы люди могли купить продукцию по реальным ценам. Этот процесс плавного перехода на экономически обоснованные взаимоотношения уже идет. С ростом доходов постепенно отпускаются цены.


Но в «молочном вопросе» возникла другая тенденция, которую никак нельзя принять. Переработчики в погоне за прибылью в какой-то момент перестали считаться с потребительским спросом. Стало не хватать не только «дешевого» молока, но и обычного. В день рейда в магазинах были только продукты с добавками, благодаря которым и накручивается цена на молочные изделия. Причем никакой информации, что такое молоко с пребиотиками или иммунилом, потребитель не получает. Правомерно возникают вопросы: «Почему нельзя купить пакет обычного молока или творога без добавок? Да и вообще, почему ассортимент магазинов беден молочной продукцией: нет того же диетического сыра, редко встречаются клинковый и адыгейский, а также нежирный кефир, ряженка, простокваша?».
Как объяснила председатель райпо И. А. Томашевич, торговое предприятие получает продукцию только от определенных поставщиков. Для нашего района это, прежде всего, Полоцкий молочный комбинат. Заявки выполняются им не полностью. Иногда заявленная продукция заменяется другой. Так случилось и с поставками молока: району отпускалась лишь продукция с добавками. В.В.Лисовский отметил, что от Полоцкого молкомбината будет потребовано исправить ситуацию — вопрос снабжения района молочными изделиями находится на контроле. Кстати, когда материал готовился к печати, молоко 3,6 % жирности без добавок уже поступило на прилавки.
Со своей стороны, говорилось на совещании, и торговые предприятия обязаны делать все возможное для расширения ассортимента: кроме полоцкой продукции, стоит активнее завозить изделия других производителей по свободным отпускным ценам. Что касается закрытых учреждений, они по-прежнему будут получать продукцию по фиксированным ценам — затраты на её производство берет на себя Верхнедвинский маслосырзавод.
Таким образом, поставки молочной продукции должны быть бесперебойными и в ассортименте, который устраивает покупателей.
Янина ПАКУЛЬНЕВИЧ. 

Комментарий специалиста 

П. ЛАВРИНОВ, директор ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод»
— В конце 2010 года было принято решение о закрытии цеха цельномолочной продукции Верхнедвинского маслосырзавода. Это связано с аварийным состоянием производственного цеха и отрицательной рентабельностью вырабатываемой продукции. Убытки обусловлены тем, что цельномолочная продукция является социально ориентированной, отпускные цены на которую регулируются государством. Ежемесячный рост цен на такую продукцию в несколько раз ниже темпа роста закупочных цен на сырьё.
Наше предприятие, которое специализируется на выпуске сыров жирных, масла животного и сухой сыворотки, прилагает все усилия, чтобы в фирменных магазинах присутствовал полный ассортимент молочных изделий разных предприятий области и республики. Но и они не могут в полной мере удовлетворить потребность в социально значимой продукции из-за убыточности ее производства. Начиная с ноября, отпускные цены на нее не повышались, а затраты росли: цены на сырье повысились на 21 %, на горючее — на 17 %.
Что касается стоимости сыров, основную часть затрат — 72 % составляет сырьё. Предприятие затрачивает большие средства на оплату энергоносителей, имеет кредитный портфель в сумме 162 млрд. рублей и оплачивает процент за пользование кредитом, что влияет на формирование цены. В неё закладывается не более 5 % рентабельности.
Предприятие производит сыры элитные («Верхнедвинские пряные», «Монарх», «Стародвинский») и обычные («Российский новый», «Голландский новый», «Голландский вкус», «Российский вкус»), которые имеют разную ценовую линейку. Все они пользуются огромной популярностью и на внутреннем рынке, и за рубежом. Проблема в том, что при мощности предприятия 18 тон сырья в сутки выпускается только 12-13. Конечно, этих объемов недостаточно для удовлетворения спроса, поэтому и слышим мнение, что лучшие сыры идут на экспорт, а местным жителям сбывают «невызревшие и забракованные» . Это исключено: наш завод является предприятием европейского уровня. Только что, в феврале 2012 года, в очередной раз система менеджмента качества предприятия подтвердила соответствие требованиям европейского стандарта. Обеспечивается выпуск продукции высокого качества и безопасности, начиная с приемки молока и заканчивая камерами созревания и хранения продукции с функцией автоматического регулирования микроклимата. Поэтому о выпуске некачественного сыра не может быть речи. Если у кого-то из потребителей есть претензии, готовы рассмотреть каждое конкретное обращение. Уверен, они могут быть связаны не с производством, а только с несоблюдением правил температурно-влажностного режима хранения продукции.



5 комментариев по теме “Куда исчезло «дешёвое» молоко?

  1. Абняць ды плакаць. Яшчэ, здаецца, зусім нядаўна спявалі прыпеўкі і частаваліся дармовым сырам ад вытворцы. Цешыліся, што ёсць чым нам ганарыцца. Вось ён, помнік Яну-сыраробу — знак поспеху і прыбытковасці прадпрыемства.
    Праглынулі.
    І вось зараз спадар П. Лаўрынаў змушаны апраўдвацца, наракаць на цяжкасці. 12 тон прадукцыі ў суткі, гэтага, як пераконваецца кожны, калі заходзіць у любую з крамаў, недастаткова каб забяспечыць наш «мегаполіс» сырамі ў асартыменце. Выкажу здагадку, што на прадпрыемстве даўно пралічылі каму выгодна ім прадаваць ды ў якой валюце атрымліваць прыбытак. І тут, напэўна, мясцовае насельніцтва, як бяльмо на воку. Яшчэ б, падавай ім асартымент; смакуйце «Пармезан» ды й годзе.
    Сабраліся разумныя людзі, светлыя галовы, прыйшлі да дзіўнай высновы: штучнае стрымліванне коштаў разбурыць дзяржаву. То бок, не згодныя яны, калі абавязваюць прадпрыемствы выпускаць сацыяльныя прадукты. Дзякуй Богу, што разуменне гэтага ў нашым выканкаме ёсць, засталося толькі разабрацца, хто перашкаджае гэтаму? Хто не дазваляе нашым прадпрыемствам мець хоць нейкі прыбытак, які дазволіць хоць троху падвысіць заробак? Хто перашкаджае рухацца гэтым эфектыўным шляхам? Ды і ў рэшце, ці ёсць нейкае выйсці, каб гэтага больш не адбывалася? А ў артыкуле на палову старонкі вы распавялі, прабчце, відавочнае, тое, што кожны пенсіянер разумее.
    Разумее, але ведаючы становішча адшукваюць магчымасць зэканоміць.

  2. Как стыдно жить в «молочной» стране и платить за литр 5 и более тысяч рублей… Да и почему молоко должно быть с какими-то добавками, зачем?

  3. А почему не возмущает вода минтральная по цене за литр более 5 тысяч рублей,,,,,?

  4. … почему не возмущает вода минтральная по цене за литр более 5 тысяч рублей …
    Расчистите в Боровке «Солёный ручей» и будет вам бесплатная минералка.

  5. Микрорайону.
    Про добавки на страницах газеты объясняли многократно. Читайте внимательно газету!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *