22 января вступил в силу Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц».
В соответствии со ст. 10 Закона при поступлении обращения, содержащего вопросы, не относящиеся к компетенции государственного органа или организации, такое обращение может быть либо перенаправлено в компетентный орган, либо оставлено без рассмотрения по существу с уведомлением об этом заявителя и разъяснением, в какую организацию и в каком порядке ему можно обратиться.
Новый Закон усовершенствовал и порядок обжалования гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами ответов на обращения, направленные ими в государственные органы и организации.
Еще одной новацией Закона явилось предоставление права по решению руководителя государственного органа, организации применять при осуществлении личного приема технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку). Это возможно при условии, что заявитель будет уведомлен о применении технических средств до начала приема.
В новом Законе предусмотрено регулирование и порядок рассмотрения двух видов электронных обращений. Это электронное обращение, поступившее на адрес электронной почты организации, и электронное обращение, размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.
Одним из нововведений Закона явилось также законодательное закрепление права заявителя отозвать свое обращение в любое время до рассмртрения обращения по существу, например, в связи с тем, что для заявителя отпала необходимость в получении ответа ввиду разрешения соответствующей ситуации либо вопроса.
В случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования. То есть в ответе должна быть указана конкретная организация, в которую можно обжаловать ответ на обращение.
Общий срок рассмотрения обращений, предусмотренный новым Законом, — 15 дней. Однако, поскольку зачастую для надлежащего рассмотрения обращения по существу требуется проведение специальной проверки, направление запросов, дополнительное изучение поднимаемого в обращении вопроса, Закон устанавливает возможность рассмотрения таких обращений в месячный срок.
Если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, то заявители в пятидневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока. При этом в уведомлении сообщается также о конкретных сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.
Помимо этого, Законом предусматривается, что в случаях оставления обращений без рассмотрения по существу ответ направляется заявителю в 5-дневный срок. Пожалуй, одним из ключевых моментов, связанных с рассмотрением электронных обращений, является форма ответа на него. Закон устанавливает, что ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной поч-ты заявителя. Вместе с тем это правило имеет исключения, когда на электронное обращение направляется письменный ответ. К таким случаям можно отнести следующие: за-явитель в своем электронном обращении просит направить ему письменный ответ; в элект-ронном обращении отсутствует адрес электронной почты заявителя; решение о направлении письменного ответа принято руководителем государственного органа или организации.
Несомненным позитивным итогом принятия Закона является четко выраженная направленность на формирование таких взаимоотношений между гражданами и государством, в которых обеспечивается приоритет интересов гражданина, а государство обеспечивает простые, доступные и максимально комфортные условия для направления гражданами их обращений в органы государственной власти и иные организации.
При этом механизм рассмотрения обращений, который создан этим Законом и иными актами законодательства об обращениях граждан, позволит государству в лице органов публичной власти более оперативно реагировать на обращения граждан и организаций и принимать по ним максимально выверенные решения.
В. ТОМАШЕВИЧ,
исполняющий обязанности прокурора Верхнедвинского района.