часто повторяет бывший фронтовик, инвалид войны, неутомимый труженик, уважаемый во всей округе человек Никодим Францевич Липский из Ковалевщины.
В этой красивой, уютной, некогда многолюдной деревне он родился, рос, мужал, а сейчас коротает старость с женой Анной Александровной. Единственный раз надолго покидал родные места в военное лихолетье.
Тогда, в первые два года, погибли братья. Пётр был лётчиком, воевал на Ленинградском фронте. Иосиф проходил действительную службу, попал в плен, бежал, добрался до дома, где его и схватили. А 16-летний Никодим, чтобы не угнали в Германию, устроился разнорабочим на железную дорогу в Бигосово. С содраганием вспоминает страшные дни оккупации — издевательства, грабежи, сожженные деревни…
Люди плакали, завидев первых советских солдат, освобождавших Бигосовщину. Но враг окопался в Прибалтике. Никодим Липский и ещё 120 местных парней одели армейскую форму. Три дня учёбы воинскому делу на сортировочном пункте в Краславе — и первый бой. И первое ранение — от смерти солдата спасла каска. А новобранцев осталась треть.
-Казалось, в пекло попали, — вспоминает Никодим Францевич. — Огонь был такой плотный, что выкашивал бойцов группами… Фашисты за каждый хутор цеплялись. А мы, мальчишки, необстрелянные, но злые на врага, под «ура» неслись вперёд.
Освобождал Ригу, Шауляй. Вскоре звание сержанта присвоили. Вёрсты войны привели его на границу с Восточной Пруссией. Во время одной из атак рядом разорвалась мина. Тяжёлое ранение и семь месяцев госпиталя в Подольске. Четыре операции перенёс, 16 осколков вынули, один не достали. В марте 45-го сержанта Липского, инвалида II группы, комисовали. За мужество и героизм был награждён орденом Отечественной войны I степени и медалью «За боевые заслуги».
-Вернулся в родную Ковалевщину, а там одни старики, женщины — на работе надрываются, на себе пашут. Сердце зашлось, — смахивает слезинку Никодим Францевич. — А мне — 20 лет, с руками, ногами. Что боль адская мучает — не видно. Опять надо было бороться за жизнь, теперь с разрухой, голодом. А работать мне было не привыкать.
Свыше 40 лет был колхозным бригадиром. За рекордный урожай кукурузы отмечен на ВДНХ. Долго ещё, будучи на пенсии, помогал хозяйству в страду. К боевым наградам добавилась медаль «За трудовую доблесть».
И сейчас Никодим Францевич держится молодцом. В хозяйстве есть лошадь, корова, овцы, птица. Анна Александровна болеет, ногами мается. Отморозила их, прячась по лесам Сарьянщины от карателей. В войну отца, брата и сестру потеряла.
Судьба воздала этим людям за все муки. Подарила счастливую семью, прекрасных детей. Обе дочери живут в Риге, но часто навещают родителей. Леонгина, выйдя на пенсию, только на зиму уезжает домой. Младшая, Галина, всегда в отпуск приезжает. А внукам проблематично в Беларусь выбраться.
-Вот как жизнь повернулась… Я Ригу освобождал, а теперь это другое государство, — вздыхает Никодим Францевич. — Много лет возглавлял ветеранскую организацию колхоза «Победа». Вначале в ней было около 40 ветеранов войны, остался я один. Уходит наше поколение. Хотим, чтобы в мире и согласии люди жили.
Людмила ОРЛОВА.