Жительнице Верхнедвинска Фране Эдуардовне Каськович 31 декабря исполнилось 90 лет. Что только не довелось пережить этой полной оптимизма и энергии женщине на своем веку.
Родилась она на хуторе в окрестностях д.Тясты. В семье было восемь детей. Но после Великой Отечественной войны в живых остались только Франя, ее сестра и брат.
Так получилось, что с будущим мужем Владимиром Семеновичем учились в одной школе, даже больше — будущие супруги сидели за одной партой.
-И думать не думали, что жизнь сведет нас, — вспоминает Франя Эдуардовна. — Ведь девчонки среди ровесников взрослеют раньше. Будущий муж казался еще совсем мальчишкой — дразнил меня, даже дрался.
После окончания школы, а это шел 1937 год, Франя Эдуардовна решила продолжить учебу в Полоцке.
-Тогда выбор был небольшим: лесной и педагогический техникумы или школа медсестер. Я решила стать учителем, — говорит она.
Полоцкий педтехникум Франя Эдуардовна окончила в 1940 году. И работала учителем начальных классов в Пользино, Барсуках, Михайлово.
А потом началась война.
Муж тоже по образованию педагог, но ни одного дня по специальности так и не успел поработать. Когда началась война, он отправился на фронт. Всю войну прошел, был ранен.
После вернулся в родные края. Там и встретил свою судьбу — Франю Эдуардовну. В 1948 году они поженились. Владимир Семенович решил продолжить военную карьеру. Где только не довелось служить — в России, Украине, Литве, Германии! Жили и в Вильнюсе, и под Калининградом.
Перед демобилизацией мужа жили на Львовщине, рядом с дачей самого маршала Конева.
-Я даже имела честь не раз с ним беседовать, — вспоминает она. — А наши дочери играли вместе.
Это было неспокойное время — 1957 год. Еще случалось, что убивали милиционеров, партийных и советских работников. У нас к тому времени уже было двое детей — дочь Алла и сын Костя. И тогда мы окончательно решили вернуться на Родину, в Верхнедвинск. Здесь на свет появился третий ребенок — сын Сергей.
-Муж работал в райкоме партии инструктором. В городе уже было две школы, но свободных мест учителя не нашлось. Мне предложили район. Тогда автобусов не было. А как детей воспитывать, теряя уйму времени на дорогу? И я временно устроилась на фабрику. А получилось, что оттуда и ушла на пенсию. 20 лет проработала, по 1977 год. Нам от райкома дали квартиру в центре, возле церкви. Как мы тогда радовались! Это было наше первое настоящее жилье. С высокими потолками, просторными комнатами. С радостью делали ремонт: поклеили новые обои, расставили мебель. А в 1985 году переехали в микрорайон.
После райкома партии Владимир Семенович работал директором хлебозавода, в ДОСААФе.
Своими детьми, как, впрочем, и 5 внуками, 8 правнучками и 1 правнуком, Франя Эдуардовна очень гордится. И хотя жизнь разбросала всех по свету, они всегда возвращаются в родительский дом.
В 1988 году Франя Эдуардовна и Владимир Семенович отметили сорокалетие совместной жизни. А через три года муж умер.
-Мог бы еще жить и жить, — вздыхает Франя Эдуардовна. — Война сильно подорвала его здоровье. Покуривал от меня втихую. А еще я вам так скажу: не умеют наши мужчины себя беречь.
-Раньше я очень любила вышивать, много вязала. Всю семью обвязывала, да еще и заказы брала, — не без гордости говорит Франя Эдуардовна. — А цветы — это моя особенная страсть. Я много читала, хоть и семьей заниматься надо было. Постирать на пятерых руками — машин-автоматов тогда не было, приготовить, прибрать. Сейчас вот зрение подводит. Но все равно для ума разгадываю сканворды, кроссворды, судоку.
-Самое счастливое для меня время — это когда вся семья в сборе, как на мое 90-летие, — говорит Франя Эдуардовна.
Ксения КОВАЛЕНОК.
Фото автора.