2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
Для развития речи большое значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и его желание и потребность общаться с окружающими. Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны. Неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы и тому подобные ситуации могут приводить к невротически обусловленным затруднениям в общении. Одной из форм таких нарушений является аутизм — отказ ребенка от общения (от латинского слова autos — «сам», аутизм — погружение в себя). Эти дети избегают общения даже с близкими людьми, у них отсутствует интерес к окружающему миру, явно выражены страхи. Отличительной особенностью детей с аутизмом является также однообразное (стереотипное), часто ритуальное поведение, которое проявляется в повторении одних и тех же простых движений, а иногда, напротив, заторможенность, пассивность, слабая реакция на внешние стимулы.
Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия с взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет. Уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении с взрослым отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для начального коммуникативного поведения здорового малыша. Отмечаются нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности.
Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны, у него часты неадекватные страхи, с другой — может отсутствовать чувство реальной опасности. Он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.
Социальному взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм — стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям окружающих. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают это как упрямство и пытаются силой заставить его подчиниться их требованиям. При возникновении всех этих нарушений, ребенка следует обязательно показать специалистам: логопеду, психологу, врачу-психоневрологу или неврологу.
Мы готовы помочь Вашему ребенку!
Установление правильного диагноза приводит к адекватному лечению и тем самым к полному здоровью.
Л. ГУЩЕНКО, врач-психиатр.