И. Черский вместе со своими товарищами В. Барановским, К. Климацким, С. Мазуркевичем и Р. Поморновым дали слово присоединиться к повстанцам и с оружием в руках включиться в борьбу против власти. Вновь появившийся П.Червинский сообщил, что повстанческие отряды будут формироваться по всем Западным губерниям, и что он решил присоединиться к повстанцам в Витебской губернии. В начале февраля он сообщил Черскому, что наступил судьбоносный момент — надо ехать в Витебскую губернию, в Люценский уезд, в имение Мариенгаузен (ныне Виляка, Латвия). Там собирается повстанческий отряд.
И.Черский пишет прошение в администрацию института об отпуске его домой на каникулы. Он сердечно прощается с друзьями по учебе. Некоторые из них также ждут сигнала, чтобы присоединиться к повстанцам. Черский с Червинским договорились уйти из Вильно 13 февраля, встретившись с ним в костёле во время вечерней мессы.
Черский пришел на встречу намного раньше и решил подняться на «Замковую гору», с которой открывалась величественная панорама. За время учебы он полюбил этот красивый город и не думал, что прощается с Вильно и никогда больше не увидит его. Он спустился и вошел в костел, там играл орган. Проникновенная музыка щемила сердце. Черский подумал о том, что, присоединившись к повстанцам, он войдет в историю. Если восстание победит — свобода Отечеству, всем угнетенным, а если поражение, то повстанцам — смерть, Сибирь или вечная эмиграция. Подошел П.Червинский, и они выбрались из города.
В третьем триместре 1863 г. в документах Дворянского института фамилии Черского уже нет. От института власти требовали известий о нахождении не явившихся студентов после каникул. В списке — 22 человека, под седьмым номером был Черский. Против его фамилии стояла запись «не вернулся после каникул».
В середине февраля И.Черский и П.Червинский прибыли в имение Мариенгаузен, хозяином которого был А.Рыцкий, он же — командир отряда повстанцев. Отряд был немалый и состоял в основном из молодых людей и студентов. Червинский представил рекомендательное письмо от выпускника Михайловской артиллерийской академии поручика Евстафия Кульчицкого, который перешел на сторону повстанцев. Юношам отвели комнату, обеспечили их одеждой, и они получили оружие — револьверы. В имении повстанцам собирали продовольствие, женщины пекли хлеб, сушили сухари, солили мясо. Повстанцы приводили в порядок оружие и учились обращаться с ним. Настроение было тревожное, ведь вскоре предстояли боевые испытания, и все живо обсуждали происходящие события. В свободное время читали журнал «Знамя и воля», который приносил студент Николай Вяйдо, и который здесь и печатался с мая 1862г. И.Черский с П.Червинским должны были в марте 1863г. отправиться в Юхновский лес (ныне Россонский район), в повстанческий отряд под командованием Е. Кульчицкого.
26 февраля арендатор имения К. Станкевич предупредил руководство отряда, что полицией схвачен один из редакторов журнала «Земля и воля», который вез из Мариенгаузена запрещенную литературу в Петербург. Повстанцам было приказано следовать к местам размещения своих отрядов.
На следующий день солдаты окружили имение и арестовали всех, кто не успел скрыться. Начался обыск, допросы и следствие. В имении и его окрестностях было обнаружено 40 пудов сухарей, 19 винтовок, несколько револьверов, сабель и другого оружия.
Червинскому и Черскому удалось уйти из Мариенгаузена — они направились в Юхновский лес. Путь проходил через Дриссенский уезд, и друзья решили зайти в имение Черских — Свольно. Мать и сестра обрадовались приходу Ивана и его друга, а друзья радовались домашнему уюту, понимая, что вскоре им придется покинуть этот гостеприимный дом. В середине марта они направились на север, вдоль реки Свольно в Юхновский лес. В лесу из Дриссенского уезда собралось около 120 человек. Отрядом руководил Е. Кульчицкий. Отряд был поделен на две части — по 60 человек, а затем на десятки. В начале апреля отряд начал продвигаться в сторону Литвы. В нем было 16 верховых и 15 телег обоза, позже телег осталось только 5, чтобы легче и быстрее продвигаться. Повстанцы были вооружены винтовками, револьверами, саблями или кинжалами, а также обеспечены продуктами: соленым мясом, хлебом, сухарями. Имелся и корм для лошадей, сено покупали у крестьян. Отряд продвигался в Лепельском направлении, по пути предполагалось соединиться с другими группами повстанцев и идти дальше в Швенчёнский уезд.
(Продолжение будет).