В летний период на дорогах резко увеличивается число транспортных средств, особенно — мототранспорта. Поэтому именно в этот сезон сотрудники Госавтоинспекции направляют значительные силы и средства на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием и по вине мотоциклистов. Целенаправленная систематическая работа дает свои результаты: в сравнении с прошлым годом на 62,5 % сократилось количество аварий по вине водителей мототранспорта.
Водители мопедов и мотоциклов относятся к уязвимым участникам дорожного движения, и вот по каким причинам: они не полностью защищены от воздействия внешних факторов; видимость на дороге понижена. У этих транспортных средств небольшие габаритные размеры и, как следствие, водители автомобилей часто не принимают их во внимание при оценке дорожной ситуации и не оставляют им достаточного места на дороге.
По данным зарубежных исследований, риск погибнуть в результате ДТП у мотоциклистов в 16 раз, а получить ранения в 4 раза выше риск гибели и ранения водителей и пассажиров легковых автомобилей. Доказано, что вероятность ранений в случае ДТП с участием мопедов в 7 раз больше, чем при ДТП с участием «легковушек». Риск погибнуть для водителя мопеда в 5 раз больше, чем для водителя легкового автомобиля. Вероятность получения ранений водителем мопеда хотя несколько ниже, чем подобная вероятность у мотоциклиста, но в 10 раз выше, чем у водителя легкового автомобиля.
Непосредственными причинами ДТП, совершенных по вине водителей мопедов, чаще всего оказываются несоблюдение ими требований дорожных знаков, проезд на запрещающий сигнал светофора, выполнение маневров без предупреждения. Аварии главным образом происходят при выполнении левого поворота на перекрестке и при проезде его без изменения направления движения.
Среди факторов, способствующих совершению ДТП с участием водителей мотоциклов, зарубежные специалисты отмечают возрастные особенности поведения за рулем молодых водителей; испытываемые ими трудности в удержании равновесия двухколесных транспортных средств; сравнительно небольшое количество мототранспортных средств на дорогах и, как следствие, отсутствие привычки обращать на них внимание водителей автомобилей; большую маневренность мотоциклов и часто зигзагообразный стиль управления ими; совершение многочисленных обгонов в процессе движения.
Типичный портрет водителя мопеда — это молодой человек в возрасте 14-18 лет, постоянно спешащий, рискующий, невнимательный, не предупреждающий об изменении направления своего движения, старающийся проехать быстрее и по наиболее короткому пути. Водитель мотоцикла не намного старше.
Мотолюбителям хотелось бы дать несколько практических советов. При езде нужно полностью отключиться от посторонних мыслей и сосредоточиться. Стараться не создавать помех для окружающих, соблюдать рядность и скоростной режим. Желательно потренировать периферийное зрение: смотреть прямо перед собой, не крутя головой, и держать в поле зрения как можно больше участников дорожного движения. При перестроении или совершении любого другого маневра нужно обязательно не только посмотреть в зеркало, но повернуть голову, чтобы проверить «мертвую зону». По словам специалистов, если столкновение неизбежно, то нужно быть готовым к «катапультированию». Всегда лучше падать подальше от мотоцикла, и не надо бояться это делать — это гораздо безопаснее, чем кувыркаться вместе с машиной. Даже если вы видите, что удара по касательной не избежать, то все равно лучше оттолкнуть мотоцикл от себя в сторону предполагаемого удара.
Отдельно обращаемся к взрослым: не допускайте своих несовершеннолетних детей к управлению мототранспортом. Ведь ваше безразличие и равнодушие может в мгновение ока закончиться непоправимой трагедией.
С. МОТОРЕНОК,
начальник управления УГАИ УВД Витебского облисполкома,
полковник милиции.