Современные информационные технологии коснулись всех сфер деятельности нашего общества, в том числе и банковской.
С такими понятиями, как «Платежная карточка», «Банкомат», «Инфокиоск», «Интернет — банкинг», «Мобильный банкинг» банки начали знакомить наших граждан в начале текущего столетия, а сегодня, спустя чуть более десятилетия, они прочно вошли в повседневную жизнь многих граждан, стали незаменимым атрибутом их деятельности.
Все эти понятия неразрывно связаны с безналичными расчетами за товары и услуги, развитию которых в Республике Беларусь уделяется большое внимание.
О разввитии безналичных расчетов и их преимуществах рассказывает в интервью с нашим корреспондентом начальник экономического управления Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области Марина Анатольевна ПАСЮТИНА.
-Созданы ли условия, необходимые для развития безналичных расчетов?
Стратегия действий в этом направлении определялась Правительством и Национальным банком нашей республики, уже реализовано несколько государственных программ. Разработана нормативная правовая база, определяющая «правила игры» банков, предприятий и физических лиц на рынке безналичных расчетов. Взаимодействие всех участников этого рынка становится все более конструктивным, способствующим динамичному и комплексному развитию таких расчетов.
В результате проведенной на всех уровнях работы сегодня можно констатировать, что практически всё экономически активное население Витебской области переведено на выплату заработной платы посредством платежных карточек, а многие из граждан имеют и по несколько карточек. По состоянию на 1 июля текущего года в обращении находилось почти 1,3 миллиона платежных карточек при численности занятых в экономике 536,7 тыс. человек.
Развивается программно — техническая инфраструктура для использования платежных карточек в расчетах и в этом отношении Витебская область неплохо выглядит на фоне других областей. На 1 платежный терминал, установленный в объектах торговли и сервиса, приходится 151 карточка при оптимальном показателе, принятом в международной практике 160 карточек, и республиканском показателе 171 карточка. Платежными терминалами оборудованы 6239 объектов торговли и сервиса, за год прирост составил 37 % или 1696 объектов. Сегодня платежными карточками можно рассчитаться в крупных и небольших по торговой площади магазинах, расположенных как в центре, так и в спальных районах городов и поселков, во многих предприятиях общественного питания, в кассах железнодорожных и автовокзалов и других объектах.
Кроме того, для оплаты услуг банковскими учреждениями установлен 501 инфокиоск. При этом по количеству такого оборудования Витебская область занимает ведущую позицию среди других областей.
Провести платеж в удобное время, не выходя из дома и офиса, позволяют и услуги дистанционного банковского обслуживания: интернет-банкинг, мобильный банкинг, SMS — банкинг.
Рассчитаться по многим видам услуг можно и через банкоматы, а при необходимости — получить наличные деньги.
—Есть ли подвижки в развитии безналичных расчетов?
Начиная с 2007 года, в нашей области отмечается рост доли безналичных расчетов в розничном товарообороте и объеме платных услуг. За 1 полугодие текущего года в розничном товарообороте она составила 15,2 %, по платным услугам за 2012 год — 11,1 %.
Но, объективно оценивая ситуацию, показатели безналичных расчетов остаются невысокими, несмотря на развитие соответствующей инфраструктуры. В среднем за месяц на 1 платежную карточку приходится 275,5 тыс. рублей безналичных платежей — а это только 6,5 % от среднемесячной заработной платы по Витебской области. Для сравнения: по республике эти показатели составляют 352,1 тыс. рублей и 7,4% соответственно.
Поэтому акцент на ближайшую перспективу смещается в сторону обеспечения эффективного использования инфраструктуры, созданной для безналичных платежей, за счет реализации мероприятий по популяризации безналичных расчетов: проведения банками и другими заинтересованными структурами игр, акций, внедрения бонусных и иных программ.
Принимая участие в таких мероприятиях, граждане могут бесплатно или на льготных условиях повысить категорию своей зарплатной карточки, получить к своему счету дополнительные карточки на имя несовершеннолетних детей.
Активно внедряются кредиты с использованием платежной карточки, условия по которым выгоднее, чем по кредиту в наличной форме.
Не остаются в стороне от развития безналичных расчетов и предприятия торговли, многие из которых сотрудничают с банками в рамках брендовых проектов либо самостоятельно реализуют дисконтные программы.
—Планируется ли как-то ограничить расчеты наличными денежными средствами для физических лиц?
Планируется. В настоящее время Межведомственный координационный совет по развитию системы безналичных расчетов поддержал инициативу Национального банка по установлению лимита платежа наличными деньгами в размере 1,5 тысячи базовых величин. Свыше этого предельного размера оплата должна будет производиться только в безналичной форме. При этом необходимо отметить, что население существенного давления от этого нововведения не ощутит, так как на сегодня эта сумма составляет около 17,5 тыс. долларов США в эквиваленте. Такое ограничение существует во многих зарубежных странах, в том числе на Украине, планируется установить такой лимит и в России.
-Для успешного развития безналичных расчетов следует изменить и отношение граждан к платежным карточкам, ведь многие из нас ограничиваются только операциями по получению с помощью карточек наличных денег в банкоматах?
Да, это очень важно. В силу многих обстоятельств мы оказались очень привязанными к наличным деньгам, которые занимали преимущественное положение в расчетах на протяжении многих десятилетий, а к нововведениям относимся по-разному. При этом уже сформировалось поколение молодых людей, которое активно использует услуги интернет — и SMS-обслуживания, платежные карточки для безналичной оплаты товаров и услуг. Да и многие граждане старшего возраста уверенно проводят операции в банкоматах и инфокиосках, используют платежные карточки в расчетах.
Работа по популяризации безналичных расчетов среди граждан, в том числе знакомство наших маленьких деток с различными банковскими услугами, проводится в рамках мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, инициатором разработки которых является Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь.
В рамках реализации Плана мероприятий на 2013 год, разработанного совместно с Витебским облисполкомом, банковскими учреждениями при содействии заинтересованных государственных органов в трудовых коллективах, учебных заведениях проводятся беседы и лекции, обучающие семинары, в средствах массовой информации размещаются статьи и комментарии.
-Для укрепления доверия граждан к безналичным расчетам немаловажны и вопросы работоспособности, безопасности функционирования соответствующего оборудования, не так ли?
Конечно, так. К сожалению, факты простоя оборудования по техническим причинам имеют место. В поддержании работоспособности платежных терминалов важна позиция предприятий торговли и сервиса. Это — подключение терминалов на отдельные линии связи, использование GSM — связи для подключения беспроводных платежных терминалов, обучение персонала работе на них, оперативность реагирования на нештатную ситуацию. Все эти вопросы решаются при взаимодействии с сервисными службами, банковскими учреждениями, предприятиями связи.
Мониторинг работы платежных терминалов и устранение сбоев должны осуществляться в режиме «24:7:365» (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году). Такие же подходы и к работе инфокиосков и банкоматов.
В отношении безопасности денежных средств граждан, хранящихся на текущих счетах, следует отметить, что каждый случай хищения их, независимо от суммы, наносит удар по банковской системе и снижает доверие граждан к ней.
К сожалению, такие факты есть, они не скрываются, освещаются в средствах массовой информации. Каждый случай несанкционированного доступа к счетам разбирается банком и, как показывает практика, потери компенсируются.
Возможно, оградить граждан от действий мошенников помогут и Рекомендации по безопасному использованию банковских платежных карточек, разработанные Национальным банком и опубликованные на его официальном сайте.
Кроме того, можно подключить услугу SMS-оповещение, которая позволяет оперативно получать информацию об операциях, совершаемых через вашу платежную карточку.
-Что же делать, если гражданин увидел, что на его счете денежные средства уменьшились, а покупок он не делал?
Если пользователь заметил, что деньги на счете уменьшились, а покупки не делались, нужно сразу обратиться в банк, выдавший карточку, для блокировки карточки и дальнейшего выяснения причин.
В заключение хочется отметить, что целевым ориентиром в развитии безналичных расчетов является дальнейший рост удельного веса их в розничном товарообороте и объеме платных услуг и достижение к 2016 году уровня таких расчетов 50 %. Чтобы достичь этой цели, надо еще много работать и банковским учреждениям, и организациям торговли и сервиса, создавая все условия для осуществления расчетов преимущественно в безналичной форме.