К 70-летию освобождения Беларуси

Память

Евгений Георгиевич Волес родился 9 августа 1929 года в окрестностях Кохановичей, в д. Выдрицкие.


Семья в 1931 году переехала в г. Павловск. 30-е годы — индустриализация — стране нужны были люди для развития промышленности. Отец устроился на ленинградский завод «Электросила» им. Кирова, в 41-м его призвали в армию. Евгений Георгиевич остался в Павловске с матерью, Эмилией Ивановной, и младшим братом Виктором.
«Руководство города боялось паники: до 5 сентября мы еще ходили в школу, а под Колпино уже стояли немцы. Из окон школы были видны пикирующие бомбардировщики. 6 сентября в школу мы не пошли»…
8 сентября в небе Павловска уже вовсю шли воздушные бои.
«Я все время копал траншеи, как крот. Уже тогда по звуку научился различать наши и немецкие самолеты. Однажды увидел немецкий «костыль» — так назывался самолет-разведчик. И понял: дело пахнет керосином». Началась бомбежка, которая не прекращалась несколько дней. Люди буквально забились в траншеи. Нечего было есть…
14 сентября жители начали выходить из своих убежищ и увидели на улицах немецкую технику.
Во дворах развешаны объявления: за каждого убитого немца — 10 (или 100 — точную цифру Евгений Георгиевич уже не помнит) жителей Павловска.
…Население стало покидать город. Волесы могли податься к родственникам, но мать отказалась уходить. В то время была приличная квартира, вещи. Да и куда податься женщине с двумя детьми на руках?
«Мы все время мечтали поесть. Я часто забирался на чердак двухэтажного здания, высматривал, ждал наших, думал, освободят город и накормят».
Семью от голодной смерти спасала соседка-чухонка — ее родственники жили неподалеку. Мать вместе с ней возила и меняла вещи отца на зерно.
Наступила зима… Повсюду трупы жителей на улицах, в домах.
«Мать уже опухшая была. Я не мог ходить, на четвереньках забирался на второй этаж, где была наша квартира».
Весной 42-го, когда потеплело, Волесы погрузили пожитки в тележку и отправились к родственникам на Верхнедвинщину. Шли месяц безопасными дорогами. Евгений хорошо знал географию, умело пользовался картой и компасом. Однажды нарвались на полевую полицию.
Когда пришли в Великое село на Освейщине, на полях уже рос щавель. Срывали его и ели. Родственники с трудом узнали в опухшей женщине мать, детей, скорее напоминающих скелетов. Самыми вкусными тогда показались лепешки из льняного семени.
«После Павловска на Освейщине просто рай был. Зерно, картошка. Мне нравилось сеять, пахать. А однажды дядя отстранил меня от работы — скосил плохо. Помню, очень расстроился тогда. Этот урок запомнил на всю жизнь — до сих пор, когда бываю в деревне, все стараюсь делать как надо. А еще запомнилось, как освейские мужики зимой босиком коней запрягали. После этого я 25 лет был «моржом».
Но война не обошла Освейщину. Мать ушла в партизаны. В отряде в Громовках шила гимнастерки (до войны была портнихой). Партизаны сами делали обувь, гнали деготь для сапог, для телег.
Довелось Евгению пережить и Освейскую трагедию.
«10 февраля 1943 года услышали грохот, это летел самолет-разведчик. Через некоторое время из Громовок в Шавраки прибежали мама с братом. Мать привела жеребца, мы запрягли его и погрузили свои пожитки. Партизаны направляли потоки беженцев. Нас отправили в Кисели. Немцы жгли все, что попадалось на пути — людей, скот, дома… Не все жители покидали деревни. В тех же Киселях остались старенькие бабушки, которые вышли к немцам с иконами в руках. Их тоже сожгли»…
…Немцы шли цепью — с северо-запада на юго-восток. Во время таких «зачисток» они искали в лесу под «выворотами» людей: найденных раздевали догола, чтобы они искали своих и «сдавали» в обмен на одежду.
А вот одно из самых ярких воспоминаний: «Утром проснулись, слышу — самолет. Судя по звуку — наш! Выполз из кустов, увидел, что стоит наш в плащ-палатке — и кинулся ему на шею».
О судьбе отца, Георгия Ефимовича, Евгению известно немного. После окончания войны пришла бумага: пропал без вести в октябре 1941 года. Мама рассказывала, что отец ушел вместе с соседом Семеновым, который видел, как он погиб, попав в окружение, на Лужском рубеже.
После войны Е. Г. Волес закончил техникум и электротехнический институт в Ленинграде. Занимался научно-исследовательской работой, посвятив жизнь противовоздушной обороне страны. Сейчас живет в Москве, но часто наведывается в Верхнедвинский район.
Ксения КОВАЛЕНОК.

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *