Итак, прежде чем садиться за руль, четко ответьте для себя — а надо ли вам это? Можно ли обойтись без поездки, если на улице -20°С, гололед? Если же все-таки без автомобиля никак, тогда следует соблюсти ряд необходимых правил.
Первое, о чем вам надо помнить — это всегда оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких «телодвижений». Помните, что снег или лед уменьшают сцепные свойства с дорогой, а это ведет к увеличению тормозного пути и дополнительным рискам совершения ДТП. Следует держать дистанцию до впереди идущей машины в раза три большую обычной. Добейтесь особой концентрации внимания на дороге: выключите магнитолу, не разговаривайте по мобильному телефону или используйте «hands-free», сведите к минимуму разговор с пассажирами.
В сложных зимних условиях лучше отдавать предпочтение езде по хорошо знакомым дорогам, не занимаясь «изучением» незнакомой местности. Старайтесь двигаться по очищенным от снега трассам. Будьте особенно бдительны при проезде перекрестков, тем более нерегулируемых. Сметайте снег и очищайте от льда все стекла, а не только переднее. Это помимо всего позволит вам оптимизировать работу двигателя — у него появится возможность лучше прогреться. В дороге можно также использовать аэрозоль для быстрого размораживания. Старайтесь постоянно поддерживать внешние световые приборы в чистом состоянии. Помните, что заметить ваш автомобиль на дороге в сильный снегопад, пусть и с включенными фарами, будет нелегким делом, особенно, если фары эти порядочно загрязнены. Обращайте особое внимание на ограничивающие знаки — в тех, которые предназначены регулировать скорость, делайте скидку на особые погодные условия. Также обращайте внимание на таблички «гололедица». Они висят под знаками, запрещающими или ограничивающими движение. Учитывайте специфику управления с поправкой на массу и тип привода вашего авто. Ведь автомобилям с небольшим весом сложнее трогаться с места, а тяжелые авто имеют обычно большой тормозной путь (особенно на гладком льду). Кроме того, у заднеприводных машин на заснеженной поверхности может наблюдаться занос задней части влево или вправо. Здесь вам поможет оборудование автомобиля системой контроля сцепления с дорогой. Работайте с педалями плавно. Любое резкое нажатие или отпускание педали или того же сцепления вполне может спровоцировать занос и потерю контроля над машиной. Если колеса пробуксовывают (например, на подъеме или в сугробе), пробуйте начинать движение со второй передачи. Если вам нужно затормозить на скользкой поверхности, тормозите одновременно педалью и двигателем — тем самым достигается наиболее плавное замедление автомобиля. Если произошел занос задней оси, руль следует повернуть в направлении смещения задней части авто. Если машина переднеприводная, надо плавно увеличить газ, если же заднеприводная — также плавно уменьшить степень нажатия на акселератор. И последнее — не забывайте об элементарных техниках безопасности: пользуйтесь ремнями безопасности!
Александр Самуль,
заместитель начальника Управления ГАИ УВД Витебского облисполкома, подполковник милиции.