Для Беларуси Первая мировая — важнейший фрагмент истории ХХ столетия. В течение 1915-18 годов сотни тысяч белорусов (по разным источникам, от 800 до 923 тысяч) встали под ружье, 70 тысяч погибли в рядах армии, потери мирных жителей составили 60 тысяч человек, еще 50 тысяч были насильно угнаны в Германию и Австро-Венгрию. Эти потери вполне сопоставимы с потерями Бельгии, которая всеми признается одной из главных жертв Первой мировой. Тяжелейшей национальной трагедией тех лет стало беженство. По данным НКВД РСФСР, весной 1918 года в России находилось 2 292 395 беженцев из белорусских губерний — другими словами, лишился родного крова каждый третий белорус, причем 400 тысяч человек назад так и не вернулись. В недрах войны вызрела и окончательно оформилась идея независимости нашего государства, итогом войны стало двадцатилетнее разделение Беларуси на «польскую» и «советскую» части…
В то же время, как ни парадоксально, Первая мировая продолжает оставаться для нас забытой и «чужой» войной, а к ее героям в полной мере подходит название фильма С. Говорухина — «Прокляты и забыты».
Платон Лечицкий:
военный талант от Бога
Словосочетание «Брусиловский прорыв» известно сегодня всем, даже тем, кто не интересуется историей Великой войны. А вот что одним из «авторов» этого прорыва был уроженец Гродненщины Платон Алексеевич Лечицкий, помнят немногие. Родившись в семье сельского священника в марте 1856-го, будущий генерал сначала по примеру отца собирался посвятить жизнь Богу и даже окончил духовную семинарию в Вильне. Служил Лечицкий, в основном, на Дальнем Востоке, там же и прославился во время русско-японской войны — за храбрость в бою заслужил пять орденов и был произведен в генерал-майоры. После этого сыну гродненского священника доверили командование самой «престижной» дивизией русской армии — 1-й лейб-гвардейской, куда входили старейшие полки, — Преображенский и Семеновский. И это при том, что генерал даже в академии Генштаба никогда не учился!.. С 1913-го Лечицкий носил высший в то время воинский чин генерала от инфантерии.
В Первую мировую Платон Алексеевич командовал 9-й армией. Кстати, она была и самой «белорусской» из всех армий — после Лечицкого ею командовали минчанин генерал-лейтенант А. К. Келчевский и уроженец Свенцян генерал-лейтенант Ю.Ю. Белозор. А всего на Первой мировой прославили свои имена десятки уроженцев белорусских губерний в генеральских погонах. Двое из них командовали фронтами, девять — армиями, тринадцать — корпусами. Из тридцати шести генералов русской армии, отдавших жизнь за Родину в бою, уроженцами Беларуси были шестеро.
Но вернемся к 9-й армии. Именно «девятка» наиболее успешно действовала во время «Брусиловского прорыва». Имя Лечицкого тогда гремело на всю страну. За боевые заслуги Платон Алексеевич удостоился ордена Святого Георгия 3-й степени (за всю войну его получили 60 человек) и Георгиевского оружия с бриллиантами (им было награждено всего 8 генералов). Орден получил, кстати, и отец Лечицкого, продолжавший служить в скромном сельском храме. Награду ему вручили с формулировкой «В воздаяние заслуг сына»…
В декабре 1916-го Лечицкий чуть было не стал главнокомандующим новым Румынским фронтом. Но помешало анекдотическое обстоятельство: по долгу службы ему предстояло постоянно контактировать с королем Румынии. А иностранных языков генерал не знал. И Ставка решила, что на должности Лечицкий поэтому «не потянет»…
После февральского переворота Платон Алексеевич был отстранен Временным правительством от командования. Затем добровольно вступил в Красную Армию, но был обвинен в создании антисоветской организации и закончил дни в московской тюрьме — по одним данным, в 1921 году, по другим — в 1923-м.
Сегодня Платон Алексеевич Лечицкий единогласно признается современными военными историками одним из самых талантливых военачальников Первой мировой.
Подготовил Николай ОРЛОВ.
(Продолжение следует).