Могут ли жители района рассчитывать на своевременную, полную и квалифицированную медицинскую помощь и что делается для улучшения качества оказания медицинских услуг? Эти волнующие всех вопросы стали темой беседы с главврачом района Вячеславом Владимировичем Голяковичем во время посещения медучреждений Верхнедвинска.
-Вячеслав Владимирович, как определяется объём оказания медицинских услуг населению района?
— Задача медучреждений — оказывать людям качественную и доступную медицинскую помощь. Объёмы её регламентируются Территориальной программой, утвержденной райисполкомом, и чётко определяются протоколами диагностики лечения. Но это — минимум, который должны выполнять УЗ, мы же стараемся максимально расширить медобслуживание и, прежде всего, диагностику, чтобы жители района могли получить на месте наиболее полную и качественную медицинскую помощь.
-Что нужно для улучшения качества медобслуживания?
-Главные составляющие: кадровое обеспечение и материально-техническая база.
Что касается кадров, все врачебные должности у нас укомплектованы. Причем коэффициент совместительства оптимальный — 1, 43. Это значит, врачи в целом не перегружены обязанностями и способны быстро и внимательно обслуживать пациентов.
Но если анализировать по отдельным специальностям, существует определенная напряженность с оказанием хирургической помощи. В ЦРБ работают 3 врача-хирурга, нагрузка на них большая, люди жалуются на качество травматологической помощи, значительная часть пациентов лечится в Полоцке и Витебске. Поэтому приняли решение подготовить своего травматолога-ортопеда, отправили на учёбу молодого специалиста, который приступит к работе уже в мае нынешнего года. Кроме того, в августе 2015 года приходит на работу еще один хирург, который распределен в наш район. Есть 4 врача-реаниматолога, что для ЦРБ вполне достаточно.
В полной боеготовности у нас акушерско-гинекологическая служба. Многие районы закрыли свои родильные отделения и отправляют рожениц в крупные города. Учитывая отдаленность Верхнедвинского района от Полоцка и Витебска, мы не пошли по этому пути, а отремонтировали и укомплектовали всем необходимым родильное отделение. Здесь работают 2 акушера-гинеколога, в этом году сюда распределена ещё одна выпускница медвуза.
Достаточно у нас врачей-педиатров: кроме имеющихся четверых, двое распределено после учебы и еще один скоро возвращается из отпуска по уходу за ребенком.
В поликлинике есть все узкие специалисты, кроме кардиолога, который осенью выйдет из отпуска по уходу за ребенком. Дополнительно планируем готовить врача-окулиста.
Кадровая ситуация в медучреждениях района сегодня характеризуется сменой поколений. Уходят на заслуженный отдых или близки к тому многие врачи старшего возраста. Мы заранее готовились к этому процессу: детально работаем с резервом кадров. Причем делается это на всех этапах подготовки специалистов: школа — вуз — УЗ. Заключаем контракты с абитуриентами, поступающими в медвузы, затем держим связь со студентами и принимаем на работу нужных специалистов. В этом году к нам придут трое терапевтов, в следующем — четверо специалистов: педиатр, гинеколог, хирург, терапевт, ещё через год — уже 6 человек! Практически на каждом курсе медицинских вузов есть наши будущие врачи, а на одном из них сразу 8! Связь со студентами самая тесная — постоянно интересуемся их учебой, практикой, специализацией.
— Важно не только принять на работу молодого специалиста, но и удержать. У вас для этого достаточная мотивация?
— Наши молодые специалисты пользуются всеми законными льготами плюс получают надбавку к зарплате в 50%, доплату по контракту — 20%, им предоставляется возможность совмещений. В конечном итоге они имеют зарплату вдвое большую, чем в других районах. К тому же, даем возможность работы по желаемому направлению, а также переобучения другим специальностям. Стараемся решить жилищные вопросы как в городе, так и на селе. В результате никто из молодых специалистов не уехал из района. Молодёжь просится к нам на работу и закрепляется здесь.
— Как видим, и в ЦРБ, и в других медучреждениях района сделан ремонт, приобретено новое оборудование. Но местные жители то и дело ездят в Полоцк или Витебск и для диагностики, и для лечения. Возможности материально-технической базы ограничены?
— Материально-техническая база, действительно, значительно влияет на качество медицинской помощи. Сделано многое: есть четкий финансово обоснованный план приведения в порядок зданий в городе и сельской местности. Капитально отремонтированы все больницы и ФАПы, постоянно обновляются отделения ЦРБ. В идеальное состояние приведены палаты детского отделения, созданы хорошие условия в хирургии, терапии.
На очереди — ремонт городской поликлиники. Проблемы, которые вызывают нарекания посетителей,- скученность, теснота, неудобное расположение кабинетов. Необходима надстройка, которая позволила бы вынести все вспомогательные службы на 3 этаж, разместить кабинет хирургии на 1 этаже и вообще отвести 1 и 2 этажи исключительно для оказания медпомощи. Важно также изолировать помещение для женской консультации, расширить площади для других целей.
Что касается оборудования, у нас есть всё, что должно быть в районном учреждении здравоохранения, и даже более того. Например, возникали жалобы из-за частых поломок старого рентген-аппарата для зубных снимков. Недавно приобрели импортный дентальный рентген-аппарат стоимостью 36 млн рублей. Это дорогое оборудование, но оно обещает прорыв в районной стоматологии — следующим приобретением будет оборудование для изготовления цельнолитых и металлокерамических протезов. Подготовлен врач, который будет заниматься протезированием зубов по современной технологии.
Очень востребован у пациентов новый УЗИ-аппарат: нагрузка на него большая, врачи работают здесь в четыре смены, поэтому планируем приобрести резервный.
В прошлом году купили аппарат для диагностики острых состояний миокарда, что позволяет четко определить наличие инфаркта даже при отсутствии изменений в кардиограмме. Кроме того, этот прибор позволяет получить ряд других показателей: определить свёртываемость крови, наличие наркотических и психотропных веществ.
Необходимыми анализаторами укомплектована лабораторная служба, благодаря чему на месте делаем все необходимые анализы. Правда, некоторые из них, как, например, на гормоны, осуществляются на платной основе, но востребованы у пациентов.
Заработанные деньги также пускаем на развитие базы.
В ближайшее время установим колоноскоп, обновим акушерско-гинекологическое, стерилизационное оборудование, планируем другие приобретения.
Считаю, что районная база для функциональной диагностики не хуже, чем в крупных городах: контрольные исследования пациентов в Витебске подтверждают наши заключения.
— С какими проблемами к Вам чаще всего обращаются жители района и как обещаете их решить?
— Главная- доступность медпомощи, особенно в сельской местности. У нас трехступенчатая система выездов к пациентам: фельдшеров ФАПов — в свои деревни, врачей участковых больниц — на ФАПы с лабораторными исследованиями и ЭКГ, районных специалистов — в участковые больницы и ФАПы. График включает 48 выездов узких специалистов : по два в год на каждый ФАП. Благодаря такому подходу осмотрено большое количество сельских жителей. Мы не допустили закрытия ни одного ФАПа, добираемся до каждой отдаленной деревни. Но люди высказывают пожелания чаще видеть врачей на местах. Поэтому используем любую возможность дополнительных приемов, работаем с пациентами индивидуально. Постоянно проводятся «прямые телефонные линии» и приемы граждан, выслушиваем просьбы и стараемся удовлетворить их.
Работаем над повышением доступности медобслуживания в поликлинике, о чем нас просят посетители. Талонную систему соблюдать сложно: очередь «сбивается» из-за отвлечения врачей для неотложной помощи. Поэтому ввели дополнительный внеплановый день приема — первую субботу каждого месяца. Он востребован, так как нет большого потока посетителей и легче попасть к нужному специалисту. Кроме того, каждую субботу прием ведут хирург и терапевт. Пересмотрели нормы нагрузки врачей-специалистов и увеличили время приема до 15 минут на человека. Ввели многоканальную телефонную запись, что позволяет записаться на прием даже за месяц до нужной даты. В поликлинике установлен ящик для обращений граждан, куда пациенты могут адресовать любое пожелание, замечание или жалобу. Ежеквартально проводим анкетирование по качеству медобслуживания. Делаем всё для того, чтобы обеспечить контакт грамотного добросовестного врача с таким же грамотным и настроенным на сотрудничество пациентом.
-Если говорить об этом сотрудничестве, то всегда ли оно удается?
— Не могу не сказать о том, что бывают нарекания со стороны пациентов на культуру обслуживания, невнимательность отдельных врачей. Это единичные случаи, которые касаются одних и тех же специалистов. Но в медицине подобного отношения не должно быть вообще, поэтому если не получается призвать таких работников к порядку, принимаем радикальные меры.
Но и пациенты должны внимательно относиться к своему здоровью: своевременно обследоваться, выполнять назначения врача, соблюдать здоровый образ жизни. Главный враг здоровья — алкоголизм, который пагубно влияет на человека и принуждает медиков к большим затратам сил, времени и средств на преодоление последствий пьянства. Вызовы скорой, снятие алкогольных синдромов, лечение травм — всех усилий не счесть. Мы вдвое увеличили количество дорогостоящих коек в реанимации, значительную часть из которых занимают алкоголики. А ведь эти затраты можно было бы использовать на развитие медуслуг.
Очень важным и действенным документом стал Декрет №18, который позволил закрыть детские дома и высвободить больничные койки от социальных сирот. Надо принимать государственные меры и в отношении пьяниц, чтобы компенсировать затраты на лечение «алкогольных» болезней. Также следует призвать к ответственности детей за брошенных без досмотра престарелых родителей, которые вынуждены доживать свой век на социальных койках.
Ещё одна беда современного общества — многочисленные прерывания беременности женщинами детородного возраста. Это — крест врачей, который они вынуждены нести против своей воли. Почему так происходит, что женщины лишают жизни нерожденных детей, почему это не волнует отцов этих детей, семью и общество?
Мы возлагаем большие надежды на сотрудничество с церковью, школой, трудовыми коллективами, общественными организациями и самими пациентами в борьбе за здорового, нравственного и социально полноценного человека — только совместными усилиями можно достигнуть положительного результата.
Янина ПАКУЛЬНЕВИЧ.
Фото Валерия СОЛОВЬЕВА.
А как ситуация обстоит с лекарственной базой?
Дзякуй лёсу, хварэю мала, за 15 гадоў працы на бальнічным быў усяго толькі два разы, але затое штогод даводзіцца праходзіць медкамісіі.І што раздражняе ў першую чаргу, так гэта валакіта са здачаю крыві з пальца, няўжо гэта нагэтулькі цяжка развязальная праблема, здавалася б, арганізуй гадзіны на дзве працу дадатковага спецыяліста і пытанне вырашана, аднак усё застаецца на месцы, людзі нервуюцца, скандаляць, бегаюць з корпуса ў корпус. Вядома, наведвальнікі таксама бываюць розныя, не заўсёды і тынкоўка на дзвярах вытрымлівае, мацюкамі раскідваюцца налева ды направа, але ёсць і медпрацаўнікі да якіх нават за подпісам пра праходжанне медкамісіі заходзіць не прыемна. Гэта добра, што лякарня абсталёўваецца, але самым галоўным сучасным сродкам усё ткі застаецца людскасць,чалавечнасць — вось гэтую прыладу некаторым з медыкаў асвоіць усё ніяк і не атрымоўваецца, але цешыць тое, што маладыя дактары ў гэтым дачыненні на галаву вышэй за сваіх старэйшых калегаў.
Ремонт поликлиники назрел давным давно.Типичная ситуация : в одном коридоре 2 этажа ожидают приема пациенты болевшие ОРЗ(а ведь не факт, что все они уже выздоровели),куча народу на прием к хирургу, женщины на прием к гинекологу,пациенты для снятия кардиограммы и т.д. а ведь нет даже вытяжной вентиляции, вот где без проблем можно и инфекцию какую нибудь подцепить. К стати загружены там хирурги или нет, но думаю, что все согласятся с тем, что создание очереди у дверей кабинета-это их профессиональная прерогатива. Судя по количеству пациентов у других врачей нагрузка не меньше. Надо же не только строго процедуру соблюдать, но ее методику улучшать.