Некоторые водители уверены, что ПДД не являют собой аксиому, и считают, что их можно нарушать. Спорить не буду, но я еще не знаком с ДТП, в котором никто из участников не нарушил правила.
Поэтому перед выездом нужно проверить общее состояние мотоцикла: давление в шинах, уровень масла, произвести хотя бы беглый осмотр: не открутилась ли какая-нибудь гайка, не подтекает ли жидкость. Не пренебрегайте элементами защиты в своей экипировке! Даже такая малость, как перчатки, служит не только для защиты от холода, но и уберегает руки. Достаточно упасть на скорости 5 км/ч, и кожа с ладоней останется на асфальте. Уж не говорю о шлеме, причем — застегнутом. Мало того, что падение головой на дорогу приводит к печальным последствием, так можно «поймать» глазом муху, жука, шмеля, камень или даже тополиное семечко, которое впоследствии удаляют в клинике.
При езде стоит полностью отключиться от посторонних мыслей и сосредоточиться. Желательно потренировать периферийное зрение: смотреть прямо перед собой, не крутя головой, и держать в поле зрения как можно больше участников дорожного движения. При совершении маневра нужно обязательно не только посмотреть в зеркала, но крутнуть головой, чтобы проверить «мертвую зону» (специально для новичков: если страшно и непонятно, можно ли ехать, например, при выезде направо на перекрестке, то лучше остановиться). При обгоне или перестроении необходимо проверить сзади не только ту полосу, на которую выезжаешь, но и ту, от которой удаляешься.
При пересечении закрытых перекрестков, даже если вы едете на зеленый сигнал светофора, лучше сбавить скорость. Это относится и к старту со светофора — кто-то может «лететь» на красный. При маневрах, приближенных к экстремальным (например, обгон по узкой дороге с выездом на встречную полосу), помните, что в самый ненужный момент может «чихнуть» двигатель, закончиться бензин, или обгоняемая машина резко вильнет, объезжая яму. Старайтесь сами не создавать помех для окружающих, соблюдайте рядность и скоростной режим. Если движетесь медленнее основного потока, то появляется больше шансов быть «подрезанным». Желательно всегда иметь в запасе место для перестроения, двигаясь в плотном потоке, лучше держаться за автомобилем так, чтобы можно было его без особых усилий объехать без торможения.
За грузовиками лучше не ездить вообще из-за угрозы вылетающих из-под колес камней.
При езде в пробке не мчитесь между рядами.
Нелишне напомнить, что пальцы всегда должны быть на рычагах тормоза и сцепления. Не рекомендую выезжать на встречную или разделительную полосы. На разделительной, кстати, всегда много песка. Если у вас есть страх перед определенными ситуациями (прохождение поворота, экстренное торможение, езда по «гребенке»), то советую специально тренироваться либо на треке, либо в городе, если позволяет дорожная ситуация. При торможении избегайте резких движений. Прежде чем тормозить в экстремальной ситуации, подумайте, а стоит ли это делать вообще — может, лучше уйти в сторону с наименьшими потерями. Если же нужно тормозить, то нажмите на рычаг, но так, чтобы мотоцикл успел клюнуть носом, а затем «додавливайте» его, следя за тем, чтобы не кувыркнуться через переднее колесо. Описанный процесс происходит в доли секунды, так что не пренебрегайте тренировками по мере возможности — когда-нибудь это может избавить вас от неприятностей.
Если у вас есть пассажир, то тормозной путь существенно увеличится. Если столкновение неизбежно, то нужно быть готовым к «катапультированию». Всегда лучше падать подальше от мотоцикла — это гораздо безопаснее, чем кувыркаться вместе. Даже если вы видите, что удара по касательной не избежать, то все равно лучше оттолкнуть мотоцикл от себя в сторону предполагаемого удара. К этому нужно быть готовым в любую секунду и не расслабляться.
И напоследок: если вы мотоциклист начинающий, не убегайте от ГАИ и не состязайтесь с лихачами, даже если вы думаете, что уже «классно водите». За рулем будьте внимательны и спокойны.
А. КРУКЛИНСКИЙ,
начальник ОГАИ.