Гордость верхнедвинцев – дендропарк лесхоза. Особенно красив он в эту летнюю пору. Экскурсию по рукотворному зелёному царству проводит начальник питомника В. И. Симанович.
Ёлочки рождаются не только в лесу
Начинаем обход с питомника, первоочередной задачей которого является обеспечение посадочным материалом лесхоза, второй – получение прибыли от реализации саженцев деревьев. В прошлом году сеянцев ели и сосны другим лесхозам Беларуси и в Россию продано на сумму около 680 млн рублей. Наибольшим спросом, как оказалось, пользуется ель.
Сегодня в трех теплицах выращиваются разнообразные виды туй, можжевельника, черная ольха и ива, актинидия, курильский чай. Здесь установлены мелкокапельная и туманообразная поливочная системы. Последняя используется для черенков, которым важна не столько влажность почвы, сколько увлажнение поверхности растений.
В отдельной теплице впервые выращиваются по финской технологии около 60 тысяч сеянцев ели с закрытой корневой системой.
-Технология, конечно, затратная, и продать такие елочки будет сложно из-за их дороговизны, — говорит Виктор Иванович. – Весной приобрели специальные кассеты с грунтом для семян, теперь выращиваем, соблюдая технологии подкормки, обеспечивая доступ воздуха. В течение года елочки должны вырасти до 10-12-сантиметровой высоты и тогда будут высажены в открытый грунт. Приживание таких саженцев стопроцентное, так как корневая система не повреждается.
Экзотика рядом
Летом отдыхающие стремятся уехать из города, порой, забывая, что совсем рядом находится удивительный по своей красоте памятник природы — дендропарк.
Заложенный в 1982 году В. Павлючковым, сегодня он включает 312 видов деревьев и кустарников, экзотические растения из Северной Америки, Крыма, Средней Азии. После прогулки по парку желающие могут отдохнуть в беседке у водоема.
На перспективном участке, разбитом по лесорастительным зонам и имеющем контур нашей страны, высажены дубы, ясени, лиственницы, ели и другие породы, характерные для Беларуси.
По образованию инженер лесного хозяйства, Виктор Иванович Симанович работал вначале мастером в лесопитомнике и на участке. Рассказывает о представленной в дендрариуме флоре интересно и увлеченно. У кустарников и деревьев поместил таблички с названиями, как он сам называет — «шпаргалками». И все же многие виды еще предстоит определить.
Арка, откуда мы начали обход дендропарка, густо оплетена лианой.
-Вид, конечно, красивый, — говорит Виктор Иванович, — родина этого древогубца вьющегося – Северная Америка, где леса просто оплетены им. Но у нас, несмотря на то, что растение дает семена, оно особо не распространяется.
Вот тис ягодный, несмотря на всю свою ядовитость, обладает мощными противомикробными свойствами, выделяя фитонциды.
-Я и сам пробовал при появлении первых признаков простуды просто подышать воздухом рядом с кустом, — говорит Виктор Иванович. – И помогало, болезнь отступала.
Куст свидины кроваво-красной, несмотря на название, оказался зеленым. Для того, чтобы побеги приобрели красный цвет, ему просто не хватает света.
Хотя родиной многих представителей флоры являются страны с гораздо более теплым климатом, они уже привыкли и довольно комфортно чувствуют себя и в нашем. Пожалуй, исключением стала только лиственница японская.
Выросшая из земли обыкновенная палка оказалась аралией маньчжурской или так называемым «чертовым деревом». Называют ее так из-за колючих шипов и непредсказуемости места, где может вырасти.
Неподалеку соседствуют орехи маньчжурский и грецкий. Рядом – шелковицы – белая и черная.
-Я проходил службу в Ташкенте, — рассказывает Виктор Иванович, — и там шелковица вырастает до больших размеров. А когда плоды созревают, падают на землю, оставляя после себя темные кляксы. Ягоды очень вкусные, сладкие.
Знакомые незнакомцы
Возле пруда с огромным количеством кувшинок – беседка, оплетенная актинидией коломикта, плоды которой по вкусу напоминают крыжовник.
Было интересно узнать, что тис, оказывается, раньше рос в наших лесах, но из-за ценной древесины был истреблен. Сейчас его вновь начали разводить. Правда, есть и особенности этого процесса: если черенок взять с нижней части кроны – вырастет куст, с верхней – дерево. Самый большой представитель вида растет в Польше, возраст дерева составляет четыре с половиной тысячи лет.
Тюльпанное дерево, вопреки ожиданиям, оказалось большим по величине (10-12 метров) и с плохо заметными зеленовато-желтыми цветами, зато отличный медонос, даже лучше, чем липа. У себя на родине, в Северной Америке, это дерево достигает высоты в 50 метров. Его тяжело вырастить, как и лиственницу, так как почти половина семян невсхожа. Относясь к ценным породам из-за твердости древесины, лиственница в то же время обладает высокой плотностью и теплопроводностью. Поэтому дом из лиственницы будет холодным, зато беседки или заборы получатся прочными.
Удалось застать цветущей дикую позднюю сирень с необычными мелкими молочно-желтыми цветами и потрясающим запахом.
Наверняка немногие знают, что с собранных с голубой ели семян половина вырастет голубых, а вторая – зеленых. А семена туи колоновидной или пирамидальной дадут потомство также пятьдесят на пятьдесят- колоновидные и шаровидные. Хотя генетически это одно и то же дерево.
Однажды, проходя по своему участку и зайдя на кедровую плантацию, Виктор Иванович ради интереса привил веточку кедра к молодой сосне. Она прижилась. С тех пор прошло восемь лет. Мы отыскали это дерево. Ствол сосны и ветки кедра – к сожалению, оно недолговечно. Но такие прививки хороши для ускоренного получения кедровых шишек. На обычном кедре они появляются лет через семнадцать, на привитом – через 8-9.
Практически каждую неделю дендропарк принимает экскурсии. Поверьте, посмотреть здесь есть на что. Да и Виктор Иванович расскажет о привычных для нас и экзотических деревьях много нового и интересного. Ограничений в посещении нет, разве что, приходя в гости к природе, как всегда, относиться к ней следует бережно.
Анна ЗИМАЦКАЯ.
Фото автора.