К Международному дню освобождения узников фашизма

Актуально Беларусь помнит! Память

волоткович

Алина Викторовна Волоткович живёт в Витебске, но каждый год приезжает  на малую родину в деревню Бородулино и навещает своих родных в деревне Леонишено.  С огромной болью в сердце вспоминает она страшные годы войны.

Я родилась 9 мая 1934 года в деревне Бородулино, у меня было две сестры: старшая – Люба и младшая – Тома. Отец с начала войны ушёл в партизанский отряд, а затем в Красную Армию. С боями дошёл до Кенигсберга, был ранен.
Мы жили с мамой, когда пришли немцы. Нас забрали и отвезли в концлагерь Саласпилс. Маму из лагеря отправили в Германию, а нас троих оставили в концлагере. Любе было в то время 13 лет. Её забрал хозяин на хутор пасти свиней и коров. Она ела то, чем кормили свиней. Мне было 7 лет, а сестричке Томочке – 5. Нам давали в лагере кусочек хлебушка и бурду. Мыли холодной водой и выгоняли голыми на снег.
У всех детей брали кровь. Из отрезанных девичьих кос делали плети и погоняли ими людей. Спустя некоторое время нас, еле живых, перевезли в монастырь. Кто мог сидеть, тех посадили на скамейки, а остальных положили на столы. Больше мы фашистам были не нужны, нас оставили здесь без Родины, без родителей и без крови.
Затем объявили латышам: кто хочет забрать детей, пусть забирают. Вскоре пришла семейная пара и забрала Тому. А потом взяли меня и ещё одну девочку из нашей деревни. Хозяина моего звали Витолтс Пудовский, а жену его Елена Августовна. Привезли меня в свою семью и затопили титан, чтобы помыть. А я думала, что меня будут пихать головой в огонь. Я просилась, билась, плакала и потеряла сознание. Так меня толком и не помыли.
У хозяев был годовалый мальчик Андрюша, а потом родилась девочка. Хозяина забрали немцы, а меня с хозяйкой и детьми вывезли в Германию. Она работала у немца. До конца войны мы мужа хозяйки не видели. Елена Августовна была очень добрая. Когда я не могла идти, она несла меня на руках, а своего мальчика вела за ручку.
Уже в конце войны нас перебросили в город Розендорф. Когда горел Берлин, всех посадили на поезд. Протухший вагон был залит кровью. Ехали долго, затем нас выгрузили на поле. На одной стороне были американцы, а с другой стороны наступали русские. Мы оказались на стороне русских, затем нас перевели к американцам. Здесь всех переписали и отправили в английскую зону – в Гамбург. Спустя двое суток повезли в лагерь для военнопленных. Поместили в бараки, где жили до 1947 года. Американцы кормили, давали консервы, была кухня, поступали гуманитарные посылки. Здесь нашёл свою семью Витолтс. Жили мы в бараках по 2-3 семьи. Хозяева стали писать письма, чтобы отыскать моих родителей. Отвезли меня в русское посольство в Гамбург, и там передали русским. Привезли в Ригу к Тамариной хозяйке. Так было угодно Богу, чтобы мы выжили и встретились вновь.
А потом нас привезли на поезде на станцию Дрисса. Здесь меня встречал папа. Томочку доставили в конце 1947 года. Любу папа нашёл раньше – в 1945, тогда же вернулась из Германии мама.
Я в 1947 году пошла в школу – в 4 класс. Говорила очень плохо – и на латышском, и на немецком, и на русском.
Так в холоде, голоде и страхе прошло моё детство.
Воспоминания записала
библиотекарь
Леонишенской библиотеки
Т. Рачицкая.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *