Дом Натальи Степановны Маценко стоит на въезде в агрогородок Леонишено. На стук в дверь открывает хозяйка. Несмотря на нежданный визит, гостеприимно приглашает в дом. И буквально с порога становится понятно, почему так восхищаются люди мастерством умелых рук Натальи Степановны.
На кухне рядом с домашними растениями гармонично соседствуют многочисленные цветы и маленькие деревца, сделанные из бисера. В сезон хозяйка добавляет к ним вазы с живыми цветами. Цветы растут и возле веранды, в том числе любимая хозяйкой маттиола – скромная ночная фиалка с неповторимым ароматом.
В Леонишено Наталья Маценко приехала тридцать лет назад из Украины.
– Дочь Галина когда-то приезжала сюда на сезонные сельхозработы, – рассказывает Наталья Степановна. – Ей понравилось, замуж здесь вышла. Приезжая к ней в гости, я замечала, что здесь чувствую себя здоровее, воздух хороший, лесов много. Дочка и предложила переехать. Она работала в столовой поваром. Я же на то время осталась без мужа, вот и решилась.
На стене у хозяйки – вышитые иконы.
– Я таких сделала более сорока, – рассказывает она. – Раздала церквям, монастырям, детям и внукам, у себя лишь несколько оставила.
Впрочем, вышивала Наталья Степановна не только иконы, но и рушники, кофты и сорочки, салфетки, покрывала и даже шторы. На полу рядом с лоскутными ковриками – необычная вышитая дорожка. Материалом для неё послужила плотная мешковина. Абажур для кухонной лампы сделан из разноцветных бусин – смотрится очень оригинально.
Невероятной красоты вышитый бисером нарядный костюм – юбка и жилетка. Такие наряды, по словам хозяйки, на её родине носят женщины на праздники в церковь.
– Сперва нанесла мелом узоры, потом вышивала, – говорит она. – Бисер привозила из Украины, его много нужно, а там он стоит дешевле.
Всему, что умеет, женщину никто не учил. Жизнь была такой непростой, осваивала ремёсла сама. Рано осталась без родителей, жила, как говорит, «по родне». Закончила семь классов и совсем юной вышла замуж, родила пятерых детей.
– В нашем селе была мельница, мы там мололи зерно, – вспоминает она. – Пекла ржаной хлеб, бывало, по два раза в неделю, семья большая. Получалось это хорошо, даже на свадьбы делала караваи.
Уже здесь, на белорусской земле, ржаная солома в умелых руках Натальи превращалась в оригинальные вещи: подвесные украшения наподобие «ловца снов», а стебельки овса с дрожащими колосками – в деревце. Есть даже избушка на курьих ножках. Глядя на неё, сложно представить, сколько нужно терпения и фантазии, чтобы получилась такая немалых размеров вещь.
В доме есть и несколько красивых ржаных снопов. Они напоминают хозяйке о её детской мечте.
– На Рождество колядовали, – вспоминает она. – Но в дом не заходили. Мне было лет одиннадцать, и в окне у одних хозяев увидела такой сноп, сделанный в виде елки и украшенный самодельными игрушками. Я потом всю жизнь мечтала о таком, вот и сделала своими руками.
Хоть и живёт Наталья Маценко в Беларуси три десятка лет, а украинский акцент так и остался. И на вопрос, не тянет ли назад, на историческую родину, отвечает:
– Раньше, конечно, тянуло, и я ездила, а теперь уже не хочется. В Украине остался сын, он, хоть и не часто, но приезжает. Здесь дочка живет. Дождалась 11 внуков и 13 правнуков. А белорусскую землю я уже давно считаю родной.
Анна ЗИМАЦКАЯ.
Фото автора.