Объекты торговли Верхнедвинского района посетил депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Николай Шевчук.
Перед мониторингом депутат встретился с председателем райисполкома В.Н. Шиловым и председателем районного Совета депутатов И.Ф. Козел, обсудил вопросы выполнения в текущем году прогнозных показателей экономики района, планы на предстоящий период. Н. Н. Шевчук совместно с И. Ф. Козел и заместителем начальника отдела экономики райисполкома О. П. Кучеровой провел мониторинг цен в торговых объектах района. В числе основных вопросов – сдерживание роста цен, наличие на полках белорусских товаров, организация торгового обслуживания населения.
В микрорайоне объектом внимания стал фирменный магазин ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод». За 13 лет работы он стал достойным конкурентом многим торговым предприятиям. Помимо фирменной продукции, здесь представлен широкий ассортимент продовольственных товаров отечественных производителей.
– Пришло время ещё раз проверить, как на местах выполняется поручение Главы государства, – сказал Николай Николаевич. – К этой работе подключились не только госконтроль, силовые структуры, прокуратура, но и депутаты. Все мы понимаем, что цены должны соответствовать зарплате. Когда резко повысился курс доллара, цены «взлетели». А когда доллар вернулся на место, они остались по-прежнему высокими. Так быть не должно. Поэтому пришлось ввести жесткие меры по регулированию цен. Тем не менее, не все это понимают. Ваше предприятие – государственное. Здесь люди не заинтересованы в получении сверхприбыли, а просто работают, как и положено по закону. Однако нередки случаи в стране, когда необоснованно завышаются цены, особенно в коммерции. В отношении недобросовестных дельцов заведены уголовные дела.
Николая Шевчука интересовало также, довольны ли покупатели ассортиментом, а продавцы – заработной платой.
– Приходилось регулировать цены от поставщика торговой надбавкой, – рассказали в магазине. – Однако это не повлияло на заработную плату – у нас она напрямую зависит от товарооборота. Покупатель охотнее возьмет товар по приемлемой цене, значит, у нас будет возможность заказать свежий.
Если торговые объекты райцентра обеспечивают жителей широким ассортиментом по доступным ценам, то как обстоят дела на селе? Следующей точкой мониторинга стал фирменный магазин «Мясная лавка» ОАО «Шайтерово» в агрогородке.
– Несмотря на наличие фирменных магазинов в Полоцке и Новополоцке, жители этих городов приезжают в наш район за продукцией, – отметила Ирина Козел. – И это неудивительно: она здесь всегда свежая и натуральная, а главное – экологически чистая. Товар на полках никогда не залеживается и продается буквально в считанные часы. Привлекают покупателей скидки и акции на определенные виды продукции. И пока продавцы озабочены реализацией товара, за соблюдением законодательства по урегулированию роста цен следит «команда» сельхозпредприятия – экономисты и товароведы.
Магазин №1 «Алиса» ИП А.С. Мосинян соседствует с «Мясной лавкой». Здесь также представлены колбасные изделия, полуфабрикаты из мяса птицы. Это позволяет расширить ассортимент для сельчан и в то же время торговать без конкуренции с местным хозяйством. Пользуются спросом хлебобулочные изделия как Верхнедвинского хлебозавода, так и Полоцкого, а в «фаворитах» – изделия ИП А.Корнаухова. Предприниматель сам развозит свежие хлеб, батоны и булочки по торговым точкам. Помимо продовольственных товаров, здесь достойно представлена и промышленная группа.
Николай Шевчук отметил деловую жилку сельского предпринимателя, который открыл торговые объекты в Шайтерово и Прудинках, планирует торговать в Борковичах, Волынцах и Нурово. Для их создания приобретено неиспользуемое имущество в этих населенных пунктах.
С магазинами фирменной торговли и ИП сложно конкурировать магазинам Верхнедвинского филиала облпо. В Прудинках депутаты посетили магазин потребкооперации, расположенный на трассе.
– Конечно, цены у нас немного выше, чем в крупных торговых сетях, – замечает продавец. – Тем не менее, нарасхват идет продукция нашего колбасного цеха. Случаются перебои с колбасными и куриными изделиями, вино-водочной продукцией. По сравнению с коммерцией наш ассортимент проигрывает. Хотелось бы его, конечно, увеличить. После присоединения филиал утратил финансовую самостоятельность, а без оплаты нет и поставок. Для продавца же главное, когда люди выходят из магазина довольными.
– И всё же за потребкооперацией – будущее, – уверен Николай Шевчук. – Мы уже «наелись» коммерцией, которая не будет обслуживать глухие деревни, как это делает райпо. Здесь трудятся по-настоящему преданные своему делу профессионалы. Ради людей нам надо всем вместе удержать потребкооперацию в районе.
Он предложил районной власти выступить с инициативой, которая позволила бы райпо вернуть финансовую самостоятельность.
Ксения ТОМАШЕВИЧ.
Фото автора.