Белорусские электрокары вызвали ажиотаж на выставке «Беларусь интеллектуальная». Сделать фото в салоне машины будущего и выложить его в соцсетях — обязательный пункт для многих пришедших увидеть разработки ученых. Какой из отечественных электромобилей первым покорит Беларусь? Прогноз от разработчиков.
Какой электромобиль «выстрелит»?
— На мой взгляд, быстрее всех «выстрелит» малотоннажный грузовичок, способный перевозить до 1,3 т. В нише «коммерческий транспорт» не такая высокая конкуренция, а грузовики — традиционно белорусский сегмент, — так аргументировал свой прогноз генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси (ОИМ НАН Беларуси) Сергей Поддубко, открывая дверь одного из кабинетов на первом этаже. — К тому же в мире они охотно раскупаются как логистическими, так и иными компаниями, нуждающимися в перевозках.
За офисной дверью оказывается настоящий завод, а точнее — цех сборки и испытаний НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин». В его центре группа специалистов окружила электрогрузовик.
— Это тот самый экземпляр, который был на выставке в Минске. По стране отправили два других — спортивный и пикап для перевозки грузов и пассажиров в закрытых и охраняемых экозонах (Ботанический сад, например). Грузовик оставили здесь — его нужно доукомплектовать: на выставке в Минске некоторые посетители захватили с собой на память элементы из салона, — объяснил Сергей Николаевич.
Он уверен: такой грузовичок — будущее наших городов и сел. Он экологичен, прост и дешев в эксплуатации. Простояв ночь на зарядке, готов без устали трудиться восемь часов без остановки. Способен развернуться в любом дворе.
— Еще не просчитывали его цену, но для малого бизнеса по доставке малогабаритных грузов, имеющего доступ к лизингу, будет по карману, — не сомневается генеральный директор.
Далее Сергей Поддубко остановился на технологических преимуществах техники: каркасно-панельный кузов — снаружи автомобиль пластиковый, а внутри — металлический каркас.
— Идем в фарватере тенденций современного мирового автомобилестроения! — подчеркнул он.
Основные узлы изготавливают в Беларуси
В небольшом цехе сборки и испытаний на 400 м2 делают все: от дизайна до детальной проработки авто, всех его узлов и комплектующих.
— Но изготовление основных узлов заказываем нашим, белорусским, предприятиям. Причем лучшим: выбираем их по конкурсу, — уточняет генеральный директор Объединенного института машиностроения. — Батареи мы собирали сами — ячейки к ним закупали в КНР, как и большинство мировых производителей электромобилей. Алгоритмы и ПО управления — разработка ОИМ. Силовой блок изготовил новополоцкий завод «Измеритель», пластиковые панели кабины — один из витебских производителей, двигатели — ОАО «Могилевлифтмаш», стекла — предприятие «Куво». Окончательную сборку, стендовые и финишные испытания всех авто на электрической тяге проводили уже в цехе сборки и испытаний института. Максимально возможная локализация производства компонентов электропривода внутри Беларуси дает возможность начать сборку партий легких грузовиков на площадках страны. Для организации производства легковых электромобилей нужна базовая платформа, на которую мы сможем установить свой электропривод. Сейчас идет ее поиск, а также партнера по поставке.
Уже уходя из цеха сборки, обратили внимание на компоненты электрического льдозаливочного комбайна — совместную разработку ОИМ и МТЗ.
— Такой комбайн — находка для ледовых дворцов. Батарею и привод к нему создали в нашем институте. Теперь машину для производства льда не нужно покупать за валюту. Кстати, это не первая совместная разработка с МТЗ. Ранее мы создали беспилотный трактор, снабдив его рядом технологических узлов, — уточнил Сергей Поддубко.
Компетенции или монетизация?
Готов ли институт продать бизнес-проект тем, кто масштабирует их до уровня серийного производства?
— Наше дело — создавать компетенции, — уточнил Сергей Николаевич. — Освоение промышленного производства — задача предприятий Министерства промышленности в сотрудничестве с НАН Беларуси. Мы продолжим разработку новых автомобилей, которые будем изготавливать в тандеме с предприятиями Минпрома.
Сейчас институт сотрудничает с МАЗом — создают электрический мусоровоз, способный работать тихо, без выхлопов газа. В машине будет комфортная низкопольная кабина. Еще один проект с этим заводом — перронный автобус для аэропортов на электрической тяге. Ранее ОИМ уже разрабатывал дизайн для его дизельного варианта. За рубежом такая техника пользуется повышенным спросом!
— Для могилевского завода делаем электрическую версию горнодобывающей техники: меняем дизельные моторы на электрические. Такие машины могут ночью заряжаться, а днем вкалывать по восемь часов в день. При этом отсутствие выхлопов в условиях работы под землей — это большой плюс для шахтеров в случае, если забарахлит вентиляция! — говорит генеральный директор.
Объединенный институт машиностроения сделал шаг и к созданию семейного электромобиля.
— До пандемии мы подписали соглашение с одной из китайских компаний о совместном выпуске в Беларуси семиместных электроминивэнов. Со временем планировали заменить электрическую часть на аналогичную, но нашей разработки. Свою часть проекта мы в основном выполнили, однако из-за пандемии дальнейшая реализация застопорилась. Надеемся, в этом году дело сдвинется, — рассказывает гендиректор.
Первый отечественный электромобиль ученые ОИМ НАН Беларуси представили еще в 2017 году. Он был создан на базе Geely SC7.
В этом году пройдет уже третье по счету авторалли электромобилей на полигоне ОИМ. Далее эти машины проедут по Минску. Одним из участников автопарада будет и спортивный электрокар ОИМ, который экспонировался на выставке «Беларусь интеллектуальная».
| Тамара МАРКИНА, газета «7 дней», фото БЕЛТА и ОИМ НАН Беларуси.