Выставка «Хатынь. К 80-летию трагедии» открылась в Национальном художественном музее Беларуси. Некоторые работы выставлены впервые, передает корреспондент БЕЛТА.
«Наш музей, как и многие учреждения культуры, отдает дань уважения жертвам спаленных деревень — не только Хатыни, но и других, кто погиб безвинно», — сказал директор НХМ Владимир Прокопцов, открывая выставку. Он отметил, что в экспозицию вошли как материалы Национального художественного музея (произведения народного художника Беларуси Василия Шаранговича, зарисовки суровых военных будней художника-фронтовика Бориса Малкина и др.), так и частных собраний.




Первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович на открытии экспозиции призналась, что ей очень волнительно говорить о хатынской трагедии. «В этой выставке есть работы моего отца Василия Шаранговича, народного художника Беларуси, который также прикоснулся к этой теме: она была для него больной, волнующей и очень важной», — сказала она, подчеркнув, что все белорусские живописцы, графики, скульпторы поднимали тему Великой Отечественной войны, особенно то поколение, которое называют «детьми войны».
«Я сегодня зашла и увидела работы своего отца. Я помню, как они создавались. Я помню, как он переживал эту трагедию. Да, он был совсем маленький, он родился в 1939 году, тем не менее, войну он помнил. В этой серии он отразил то, что ему действительно запомнилось, когда он вместе с матерью ездил по Мядельщине. Он видел спаленные деревни, он видел эти черные трубы, эти тела, он чувствовал жуткий сладкий запах. И это для него было трагедией, которую он запомнил на всю жизнь», — вспомнила Наталья Шарангович.




Она подчеркнула, что Василий Шарангович обратился к теме Хатыни осмысленно. Более того, он долго к этому шел. «Для него это были очень болезненные воспоминания. Он создавал серию шесть лет. Кажется, что такое создать девять автолитографий? Но каждый раз — через личные ощущения, личные переживания. Это были воспоминания, которые нельзя было отбросить», — сказала Наталья Шарангович.
По ее словам, каждый художник, который представлен на этой выставке и который не представлен здесь, но прикоснулся к теме Хатыни, всегда очень болезненно относится к этой теме.
На выставке представлены также два планшета с конкурсными эскизами 1966 года, которые архитекторы Градов, Занкович, Левин представили на конкурс по созданию мемориала в Хатыни. «Для меня большая честь в стенах Национального художественного музея в эти особые дни памяти о хатынской трагедии представить работы, которые три молодых архитектора — Градов, Занкович, Левин — в 1966 году создавали в помещениях на Круглой площади. С того момента эти работы впервые покинули это историческое место — архитектурную мастерскую. Столько лет прошло», — заметила архитектор, директор Творческой мастерской архитектора Л.Левина Галина Левина.





Она обратила внимание: важно понимать, как создавался мемориал, что из себя представляли эскизы конкурсной работы. «Если современные архитекторы, современные зрители привыкли видеть 3D-визуализации на компьютере, то здесь мы видим большие планшеты, сделанные из фанеры, они обтянуты ватманом, оббиты деревянной рейкой. Это простая, лаконичная графика. Два черных квадрата, которые перевернули мышление о трагедии войны, указав на трагедию мирного человека. И эти квадраты перевернули монументальное искусство, архитектуру 1960-х годов, очень сильно повлияв на ход ее развития. И эти простые, лаконичные эскизы открыли Беларусь миру», — отметила Галина Левина.
Достойное место в экспозиции заняли и работы молодых авторов. Художник Всеволод Швайба считает большой честью и огромной ответственностью выставлять свои работы вместе с работами таких мастеров. Он признался, что тема Хатыни, сожженных деревень Беларуси трогает и его лично, потому что трагедия затронула и его семью. Родных его бабушки фашисты сожгли вместе с другими жителями деревни. И его бабушка до самой смерти плакала, вспоминая свою маму, которая погибла от рук карателей. Ей же самой вместе с четырьмя братьями удалось спастись.
Выставка «Хатынь. К 80-летию трагедии» в Национальном художественном музее Беларуси будет работать до 24 апреля.-0-