26 апреля 1986 года – дата, которая навсегда останется чёрной страницей в нашей истории. День, когда произошла страшнейшая катастрофа на Чернобыльской АЭС, искалечил человеческие жизни, разбросал «мёртвые» и по сей день населённые пункты, нанёс непоправимый урон людям и природе. И стал уроком для всего человечества: такое не должно повториться.
Среди тех, кто принимал участие в ликвидации последствий на ЧАЭС, был и житель деревни Дубровы нашего района Виктор Николаевич Батранец.
В 1986 году совсем молоденьким парнем он устроился на работу в Новополоцкую военизированную пожарную часть по охране завода «Измеритель».
– О том, что на станции произошел взрыв, наша смена узнала, слушая транзистор, – вспоминает он. – А спустя месяц в составе сводного полка МВД нас направили в Чернобыль в командировку. Мало кто тогда отказался от этой поездки. Конечно, понимали, куда направляемся, знали, что такое радиация. Но ведь как: её глазами не увидеть, и не пахнет она никак…
Работали мы в 30-километровой зоне за колючей проволокой. Основной нашей задачей было тушение торфяников, поскольку вместе с дымом в воздух поднимались радиоактивные частицы и оседали на большие расстояния. В полку было 15 пожарных машин, и хоть людей работало много, все равно рабочих рук не хватало. Состав пожарных бригад менялся каждые две недели. Помимо тушения торфяников в деревнях, откуда еще не были отселены люди, мы смывали с домов радиоактивную пыль. Помню, как одна бабушка стояла возле своего дома и плакала: «Ладно мы, старые люди, доживаем свой век, а куда вас, таких молодых отправили…»
В деревнях, откуда население уже эвакуировали, было дико наблюдать, сколько осталось домашней птицы, котов, собак. Дежурство там нес всего один милиционер: несмотря на зараженные территории, находились и те, кто был не прочь поживиться на чужом горе.
Конец мая – начало июня, когда Виктор Николаевич находился в командировке в зараженной зоне, выдались очень жаркими.
– За две недели, что я там был, ни одного дождя не выпало, – говорит он. – Нам выдали химзащитные плащи, но в тридцатиградусную жару в них можно было потерять сознание. Работали поначалу в простой солдатской форме, а затем в одном из магазинов купили спортивные костюмы. На каждый экипаж полагался один армейский дозиметр, которым замеряли фон окружающей среды. Конечно, за день радиации «ловили» прилично. В Брагине, где нас разместили, в конце каждого дня мылись в бане. Еду нам готовили в местной столовой.
В той командировке Виктор Батранец провел около двух недель. За нее полагалась двойная оплата и справка об участии в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Позже Виктор Николаевич был награжден нагрудным знаком ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС, его имя занесено в книгу «Хроника мужества».
До 2007 года Виктор Батранец проходил службу в должности начальника ПАСП д. Дубровы Верхнедвинского РОЧС, но и после выхода на заслуженный отдых продолжает быть активным участником ветеранской организации, всегда готов делиться опытом с молодыми бойцами и офицерами.
Свою задачу в той командировке, как и многие другие, он выполнил. Вот только кто вернет утраченное здоровье? И все же вклад людей, которые ценой собственного здоровья, а иногда и жизни, не допустили еще больших масштабов трагедии, сложно переоценить. Если бы не ликвидаторы, которые самоотверженно вступили в борьбу с невидимым врагом – радиацией, кто знает, чем бы в итоге «аукнулся» Чернобыль. Поэтому мы благодарны людям, спасавшим землю от беды, за их мужество и самоотверженность.