После посещения Монголии Александр Лукашенко 4 июня направился с рабочим визитом в Россию, передает корреспондент БЕЛТА.
В аэропорту Главу государства встретили полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.
Иркутск встречал Президента легким дождем, но, несмотря на погоду, глава государства решил не откладывать исполнение своего давнего желания: ранее он неоднократно говорил о намерении посетить уникальные природные места России, в их числе и озеро Байкал. Александр Лукашенко подчеркивал, что за годы своего президентства объехал весь мир и может утверждать, что Россия — уникальное место.
Посетить эти невероятные по своей красоте места главе государства рекомендовал и его российский коллега Владимир Путин. — В России столько интересного, такая красотища, которую я не видел. Я хочу это посмотреть. Вот он (Владимир Путин. — Прим. БЕЛТА) мне предлагает: поезжай на Алтай, поезжай на Байкал, на Камчатку, побудь там, посмотри. Для меня Россия открыта, мне это очень интересно, — рассказывал в одном из интервью белорусский лидер.
Не откладывая на завтра то, что можно сделать сегодня, Президент отправился на Байкал. Его корабль пошел вдоль Кругобайкальской железной дороги, проходящий по берегу озера вдоль подножия Олхинского плато. Этот железнодорожный участок является уникальным памятником инженерного искусства. В 1902-1905 годах этот путь был вырублен в скалах над Байкалом. На 84 км дороги приходится 424 инженерных сооружения, в том числе 39 туннелей общей протяженностью почти 9 км, 47 каменных галерей, 14 км опорных стенок. В начале XX века эту дорогу называли «золотой пряжкой стального пояса России».
На следующий день, зарядившись энергией Байкала, Александр Лукашенко провел встречу с губернатором Игорем Кобзевым.
Главу государства у здания Правительства Иркутской области встречали с хлебом-солью и народными песнями. Вместе с губернатором к Александру Лукашенко вышли ветераны войны и труда, артисты фольклорного ансамбля Иркутского товарищества белорусской культуры и народного фольклорного ансамбля «Оберег» Иркутского областного Дома народного творчества.
Во время переговоров Игорь Кобзев прежде всего упомянул о поездке на Байкал. Местные жители очень ценят свое природное достояние, и, наверное, в том числе поэтому сюда съезжаются гости из разных уголков мира.
— Знаю, что вы давно желали посетить Байкал. В сентябре 2020 года (в это время Игорь Кобзев посещал с рабочим визитом Республику Беларусь. — Прим. БЕЛТА) вы сказали, что сделаете это обязательно. Спасибо, что сдержали свое слово, — сказал руководитель российского региона.
Он проинформировал Президента Беларуси о возможностях региона и его промышленном потенциале, остановившись на экономике области и реализации крупнейших инвестиционных проектов.
— Нам сегодня нужно и необходимо присутствие наших братьев, коллег и партнеров. Мы всегда открыты, — подчеркнул губернатор.
После встречи с Игорем Кобзевым Александр Лукашенко пообщался с местными жителями: горожане собрались у крыльца в ожидании Президента Беларуси. Как оказалось, у многих из них родственники проживают в нашей стране.
Вспоминая о прошедшем дожде, иркутяне стали переживать, не замерз ли у них в гостях Президент. В Беларуси, к слову, погода в эти дни была значительно теплее. Александр Лукашенко рассказал, что, наоборот, предпочитает прохладу.
О планах и перспективах
Итогами переговоров в Правительстве Иркутской области с журналистами поделился белорусский посол в России Дмитрий Крутой.
— У нас с Иркутской областью в последние два года очень интенсивно развивается сотрудничество. По нашему экспорту в регион мы вернулись на доковидный уровень. Тем не менее Президент сказал, что это очень мало и нужно увеличивать обороты в два-три раза, — рассказал посол.
Изначально базовым проектом по развитию торговли не только с Иркутской областью, но и за ее пределы — в Китай — было создание в регионе оптово-распределительного логистического хаба белорусских товаров. Однако на данный момент планы скорректировали. За развитие сотрудничества с Иркутской областью отвечает руководитель Брестского облисполкома, и Президент поручил изучить возможность создания брестского хаба, не распространяя пока такой подход на всю Беларусь.
— Посмотреть на примере брестских товаров, учитывая, что и Брестский мясокомбинат, и «Санта-Бремор», и другие брестские производители свою продукцию в регион успешно поставляют. И это небольшое плечо до Китая, думаю, никаких логистических проблем для брестчан не создаст, — пояснил посол. — Поэтому на примере Бреста мы в пилотном режиме (опробуем работу. — Прим. БЕЛТА), в любом случае не отказываемся от этого проекта и продолжаем его реализацию.
Товарооборот предприятий системы Минпрома с организациями Иркутской области по итогам 2023 года составил $16,3 млн. По продовольственным товарам и сельхозсырью товарооборот за год составил $3,2 млн.
БЕЛАЗ планирует в текущем году поставить в два раза больше карьерных грузовиков. МАЗ также активно присутствует в регионе, причем не только в грузовом сегменте. «Гомсельмаш» имеет подписанную с Иркутской областью пятилетнюю программу, и в текущем году также фактически в два раза нарастит поставку комбайнов. Первые поставки начал «АМКОДОР». Президент интересовался пассажирской реформой в регионе, востребованностью различных видов транспорта. Например, для нужд города Братска. Есть в этом плане и свои сложности.
— Это, к сожалению, негативный пример нашей союзной повестки, когда в отдельных пассажирских программах с использованием специальных казначейских кредитов Минфина России белорусские производители физически не могут даже поучаствовать в конкурсе, — посетовал посол.
Тем не менее есть и позитивные примеры. Для того же Братска поставлено 11 троллейбусов из Уфы, где работает совместное белорусско-российское производство.
Еще одна важная тема в сфере промышленности, на которую Александр Лукашенко особо обратил внимание в ходе визита в Иркутскую область, — это станкостроение. В Беларусь из российского региона уже приезжала большая делегация, чтобы изучить возможности сотрудничества и реализации инвестпроектов.
— Программы модернизации очень большие. Иркутская область восьмое место в России по инвестициям занимает. У них только по 180 крупным инвестпроектам (объем вложений. — Прим. БЕЛТА) тянет на 3,5 трлн российских рублей. Это колоссальные деньги, — рассказал Дмитрий Крутой. Речь идет о том, чтобы по крайней мере какую-то часть этих ресурсов реализовать в рамках сотрудничества с Беларусью в сфере станкостроения.
Иркутская область — самый лесистый в России регион. Площадь только кедровых насаждений равна площади всего лесного фонда Беларуси. И это без учета сосны, лиственницы и деревьев других пород. По объемам лесовосстановления регион также занимает первое место в России, работают почти 60 собственных лесопитомников, где выращивается посадочный материал.
— Мы уже подключили наше Министерство лесного хозяйства на предмет поиска направлений сотрудничества, — сказал посол.
Дмитрий Крутой отметил, что в рамках импортозамещения ведется работа по производству собственного оборудования и машин для лесной отрасли, которые призваны заместить продукцию скандинавских производителей. Подобная техника востребована не только в Беларуси, но и в целом в России, а не только в Иркутской области.
— Есть идея на уровне правительства пообсуждать. Подобные проекты не только наш «АМКОДОР» реализует в Минске и в Карелии на нашем совместном белорусско-российском предприятии, но и, допустим, КАМАЗ тоже хочет развивать свою систему лесных машин. Но для того, чтобы поддержать союзных производителей, мы арендаторов лесных участков должны различными методами заинтересовать хотя бы какую-то часть техники приобретать союзной. И тогда мы разовьем новую отрасль машиностроения именно по лесному хозяйству, — уверен посол.
Еще одно интересное направление для сотрудничества — сфера ЖКХ. — Регион только в этом году потратил почти $100 млн на различные мероприятия. Наши производители участвуют в четырех пилотных проектах, — сказал Дмитрий Крутой.
Кроме того, в регионе планируют строительство четырех мусороперерабатывающих заводов, реализуются планы по замене лифтового оборудования. Кстати, белорусских лифтов только за первый квартал текущего года в Иркутскую область поставлено столько же, сколько за прошлый год. Есть в регионе и более масштабные планы: строительство самого современного коллектора (от Иркутска до озера Байкал), который закроет проблему очистки сточных вод и значительно увеличит привлекательность туристической инфраструктуры региона.
Не исключено, что белорусские специалисты смогут поучаствовать в реализации и этого проекта.
О высокотехнологичных проектах в авиастроении и любимом самолете Президента
Основной целью поездки Александр Лукашенко в Иркутск, как рассказал Дмитрий Крутой, стало развитие сотрудничества в авиационной сфере. Правительство России приняло масштабную программу по самолетостроению, и глава государства решил ознакомиться с возможностями Иркутского авиационного завода. Конечно, не ради праздного любопытства, а чтобы найти возможные точки соприкосновения. Как известно, 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах и 407-й завод гражданской авиации в Минске активно сотрудничают с российскими партнерами, и с учетом больших заказов с российской стороны взаимодействие здесь должно развиваться на совершенно новом уровне.
На заводе глава государства ознакомился с этапами производства военной авиационной техники (здесь, кстати, делают самолеты и для белорусских Военно-воздушных сил), сборки пассажирского лайнера МС-21. Руководство предприятия подробно проинформировало Президента Беларуси о выпускаемой продукции и перспективных разработках.
Иркутский авиационный завод тоже нацелен на расширение производственной кооперации с авиационными предприятиями Беларуси. Поэтому тема реализации совместных проектов в авиастроении, как, например, Беларусь и Россия это делают в станкостроении и микроэлектронике, стала основной во время визита главы государства.
Лукашенко посетил Иркутский авиационный завод. Предприятие нацелено на расширение кооперации с Беларусью
— Они хотят на базе Беларуси это делать — надо браться и делать, — поддержал Александр Лукашенко развитие кооперационных связей.Прежде всего речь идет о разработке пассажирских и транспортных технологий. Белорусы уже помогают российским партнерам, поставляя комплектующие, ремонтируя и модернизируя авиационную технику, но перспективы гораздо шире. Президент Беларуси предложил руководству предприятия определить новые ниши и, не откладывая на потом, начинать работу.
— Мне надо новейшие технологии, т.е. мы хотим быть вмонтированы в ваши процессы по высоким технологиям. И это должно быть наше общее — Беларусь и Россия не должны делить. Как мы часто говорим, товар Союзного государства. Давайте уравняем в правах белорусские и российские товары, чтобы не было никаких проблем. И тогда исчезнут разговоры, кто кого поглощает и объединяет. Экономика все поглотит, — сказал глава государства.
Речь также шла о возможности закупки для белорусского авиаперевозчика новых среднемагистральных лайнеров ввиду необходимости расширять парк своих бортов и наличия большого спроса в том числе на авиасообщение с регионами России.
На заводе Александру Лукашенко подарили модель истребителя Су-30СМ2.
Как рассказал журналистам генеральный директор российской Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, белорусские предприятия могут получить заказы на миллиарды российских рублей от авиастроительной отрасли России.
Юрий Слюсарь отметил, что неоднократно бывал в Беларуси, поэтому не понаслышке знает, что авиастроительную отрасль в стране не просто сохранили, но и продолжают развивать. Российская сторона готова масштабировать сотрудничество в этой сфере, ведь перед страной сейчас стоят большие задачи. Если ранее белорусские предприятия занимались в основном ремонтом и модернизацией авиационной техники, производством небольшой номенклатуры комплектующих, то сейчас идет речь о значительном расширении мощностей.
— Это миллиарды (российских. — Прим. БЕЛТА) рублей — тот заказ, который мы теоретически можем разместить на белорусских авиационных предприятиях. Это детали, агрегаты, из которых будут собираться самолеты. Три-пять миллиардов рублей ежегодно, — уточнил Юрий Слюсарь.
По его словам, речь идет о производстве пассажирских и транспортных самолетов.Покидая Иркутск, глава государства, по всей видимости, был очень воодушевлен. В таком же приподнятом настроении находилось и руководство региона: они воспринимали визит Президента Беларуси фактически как официальный и очень ценили, что Александр Лукашенко прилетел к ним в гости.
Перед вылетом борта номер один в Беларусь губернатор Иркутской области Игорь Кобзев попросил Александра Лукашенко передать на камеру что-нибудь жителям города. И Президент сделал необычное заявление.
— Про Иркутск скажу одно: Иркутск наш! И не думайте, что он далекий и не белорусский. Мы договорились с губернатором, что он будет общий — узел нашего единого Отечества при двух суверенных государствах. Хороший проект мы с Владимиром Владимировичем создаем. Сказочное место! Вы в раю живете, — сказал белорусский лидер.