о. Валентин ВАБИЩЕВИЧ, Благочинный района.
7 ноября совершается Димитриевская Родительская суббота.
Первоначально она была днём поминовения православных воинов. Установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старо-Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 8 ноября (память святого Димитрия Солунского) — день тезоименитства самого Димитрия Донского. Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат, и этот родительский день стал на Руси, по сути, вселенским днем поминовения. Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех своих усопших православных христиан.
Но наши умершие близкие ждут от нас не только молитвы. Те из них, кто получили милость от Бога, ждут, чтобы и мы вошли в их радость. А те, кто лишился ее, знают, каково отвечать за свою жизнь перед Богом, и желают нам быть готовыми к этому. От нас, как и от них, это требует христианского подвига. Тем из нас простится, кто возлюбил много. Воины на поле Куликовом отдали самое дорогое, что у них было, за то, чтобы свет Христов продолжал светить в мире.
Что же ожидает душу после преставления?
Церковное предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия, сподобившихся получить божественное откровение, о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня, как повествует предание, душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первых два дня, в третий же день Господь, во образ своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. Сколь же благовременно в этот день поминовение души усопшего, представшей перед Лице Правосудного!
Потом душа, как бы на возвратном пути от Лица Божьего, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа перед престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми.
После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Всеблагого. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Святые Отцы утверждают, что до всеобщего Суда Божия по молитвам Церкви участь умерших может быть изменена. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».
Совершая поминовение усопших, нам необходимо и самим задуматься о загробной жизни, более и более утверждаясь в истине этого верования, потому что от сего зависит построение нашей жизни на земле и утверждение нашего нравственного начала.
Непрочна и суетна наша земная жизнь. Самое ясное течение ее часто неожиданно омрачается черными тучами житейских бурь. Радости наши смешаны с горем: от богатства недалеко нищета, здоровье ничем не защищено от болезней, сама жизнь в любой момент может пресечься смертью. И грустно становится, когда видишь и испытываешь всю непрочность ее благ. Но еще грустнее, когда при этом остаешься безутешным. Утешение же где искать еще, как не в твердом уповании, что жизнь наша не оканчивается смертью, что мы должны ждать жизни будущей, загробной.
Говоря о ней, святой апостол Павел пишет к Солунским христианам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Сол. 4, 13). Только не имеющие надежды на продолжение настоящей жизни по смерти сетуют и печалятся во все дни свои и не находят ни в чем утешения. Верующий же человек, напротив, надеется, что загробная жизнь есть, и надежда эта, и ожидание загробной жизни служат для него источником истинного утешения и успокоения. Таким образом, мысль о нашей участи в будущей жизни должна быть у всех нас и в сердце, и в уме, и должна занимать нас чаще, чем любые иные вопросы.
Поэтому так необходимы церковные молитвы и поминовения умерших. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе водворение в раю со святыми. Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками и в эти дни подавать записки на Литургию и панихиду.
Поминальные Богослужения в храме г.Верхнедвинска 7 ноября. 8.30 – Литургия, 10.30 – Панихида.