А. УШАКОВА,
начальник инспекции МНС Республики Беларусь по Верхнедвинскому району
Формирование доходной части бюджета района 2015 года проходило в условиях ухудшения внешнеторговой конъюнктуры рынка, снижения платежеспособности ряда предприятий района. В консолидированный бюджет поступило 104,8 млрд руб., в том числе в местный — 146,5 млрд. Платежи по республиканскому бюджету сложились с минусом в 41,7 млрд руб. за счет возврата из бюджета налога на добавленную стоимость предприятиям-экспортерам и субъектам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции.
Плановые назначения обеспечены по всем уровням бюджетов. Сверх первоначального плана в местный бюджет поступило 10,6 млрд руб. Темп роста поступлений платежей в местный бюджет в 2015 году в сравнении с пре-дыдущим годом составил 118,5% (плюс 22, 9 млрд). Показатель темпа роста платежей в бюджет в районе — один из лучших в области.
Формирование бюджета осуществляли 332 юридических лица, 268 индивидуальных предпринимателей, 13 агроусадеб, 113 квартиросдатчиков, 25 ремесленников, 10172 физических лиц, плательщиков имущественных налогов.
Следует отметить, что в 2015 году возросла доля принудительного порядка взыскания платежей в бюджет: приостанавливались операции по счетам, взыскивалась дебиторская задолженность. За счет мер принудительного характера взыскано 16,4 млрд руб. или 15,7% платежей консолидированного бюджета.
Основными доходными источниками являются подоходный налог – 71,4 млрд руб. (48,7%), налог на собственность — 20 млрд руб. (13,6%), налог на добавленную стоимость – 16,1 млрд руб.(11%), налог на прибыль – 14,1 млрд руб.(9,6%).
Наибольший удельный вес в формировании бюджета занимает государственный сектор экономики, на долю которого приходится 66,1 млрд руб., что составляет 63% всех поступлений.
Отмечается увеличение поступлений платежей в бюджет физическими лицами, которыми уплачено 12, 8 млрд руб., что на 2,8 млрд выше прошлогоднего — темп роста 128 %.
Реализация государственной программы по развитию малых и средних регионов, создание благоприятных условий для работы способствовали активизации малого и среднего бизнеса. На начало текущего года в районе числится 375 субъектов малого и среднего бизнеса. За 2015 год ими уплачено в бюджет 36,2 млрд руб., темп роста к 2014 году – 126,6%, доля в общем поступлении – 34,5%. Это говорит о том, что третью часть формирования бюджета берет на себя малый и средний бизнес.
В структуре налоговых поступлений наибольший удельный вес занимает ООО «Красный Бор» -15 млрд руб. (14,3%),темп роста к прошлому году – 418,9%. Далее следуют Верхнедвинское райпо – 7,2 млрд руб. (удельный вес — 6,9 %), темп роста к 2014 году — 90 %, ОАО «Инвет» — 6,6 млрд руб. (6,3%), темп роста — 88%, ГЛХУ»Верхнедвинский лесхоз» — 5,7 млрд руб. (5,4%), темп роста -100%, Верхнедвинский филиал ДСУ-4 ОАО «ДСТ-1» — 4,5 млрд руб. (4,2%), темп роста -252,1%, «Верхнедвинский филиал ДРСУ-143» КУП «Витебскоблдорстрой» — 3,4 млрд руб., (3,3%), темп роста -193,8%.
Вместе с тем, не все предприятия района обеспечили уплату платежей в бюджет. Задолженность КУП «Волынецкое ПМС» на 1 января 2016 года составила 371,3 млн руб., ДКУСП «Верхнедвинская ПМК-44» -1340, 6 млн руб. Не рассчитались с бюджетом по подоходному налогу некоторые сельскохозяйственные предприятия, наибольшие суммы имеют КУПСХП «Дриссенский», «Леонишено», ОАО»Прудинки», «Антоново-Агро».
Не все граждане произвели уплату имущественных налогов: Станевич Е.Д. задолжала бюджету 227,9 тыс.руб., Чугунова Р. В. -196,7 тыс.руб., Рыбак Ю. В. — 143 тыс.руб., Кавзович А. И.-154,6 тыс.руб.
Потенциальные потери для бюджета вызывает убыточность ряда предприятий: КУП «Волынецкое ПМС», ДКУСП «Верхнедвинская ПМК-44», ОАО «Верхнедвинский райагросервис, ОАО «Инвет» , СООО «Верхний луг».
Несмотря на то, что в ходе реализации государственной программы значительно снижена налоговая нагрузка, сокращено число лицензируемых видов деятельности, улучшена нормативно-правовая база, регулирующая развитие частного бизнеса, уровень социальной ответственности малого и среднего бизнеса также желает лучшего. Сокрытие выручки, уклонение от уплаты налогов, «серые» схемы выплаты заработной платы – характерные нарушения налогового законодательства в этой сфере.
За счет проведения контрольных мероприятий инспекцией обеспечено сокращение объема ненаблюдаемой экономики в размере 5921, 6 млн руб. (в 2014 – 4829,2 млн), что составляет 122,6% поступлений в бюджет. Как видим, уровень налоговой культуры ряда плательщиков по-прежнему невысок.
Инспекцией проведено 169 проверок, что на 12 меньше, чем в 2014 году. Установлены 45 фактов нарушения порядка приема наличных денежных средств, в 10 случаях — реализация товаров без наличия терминалов, в 14 — торговля без наличия документов, подтверждающих приобретение товара. Выявлены 2 факта реализации товаров без контрольных знаков, 16 фактов осуществления предпринимательской деятельности без госрегистрации, 2 случая незаконной предпринимательской деятельности. В трех случаях осуществлялась торговля без уплаты или при неполной уплате платежей в бюджет. Арестовано 300 литров алкоголя, 180 литров дизтоплива, 79 литров пива, 289000 шт. сигарет. Всего за 2015 год изъято из теневого оборота товарно-материальных ценностей на сумму более 1,3 млрд рублей.