Тема коммунального обслуживания населения всегда актуальна. Особенно же она волнует в холодное время года, когда жизненно важны тепло и горячая вода в домах и очищенные от снега тротуары, дороги, улицы. Мы попросили директора ГРУПП ЖКХ В.Г. КУЗНЕЦОВА ответить на наиболее частые вопросы читателей, которые они задают в эту ответственную пору.
— Владимир Геннадьевич, все знают, что оплата за отопление квартир зависит от стоимости гигокалории. Какова она в эти зимние месяцы?
— В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. №1166 стоимость 1 Гкал для нужд отопления и горячего водоснабжения в декабре 2016 года составляла 13,3417 рублей, с января 2017 года повысилась до 15,6 рубля.
— Но квартиросъёмщики недоумевают: почему стоимость Гкал одна, а цены за отопление одинаковой площади квартир в разных домах отличаются? От чего зависят суммы в жировках?
— Сравнивать расчеты за отопление в разных домах, аналогичных по площади, некорректно по определению, так как все дома имеют индивидуальные теплопроводные характеристики или, строго говоря, свой индивидуальный коэффициент теплопроводности. Именно поэтому каждый многоквартирный дом оборудован групповым прибором учета расхода тепловой энергии. На следующий день по завершении расчётного месяца со счетчика снимаются показания. Эти данные делятся на общую отапливаемую площадь жилого дома — таким образом получается норматив одного квадратного метра. Умножив его на площадь квартиры конкретного собственника (нанимателя), проживающего в данном доме, получаем количество тепловой энергии, поставленной в квартиру. Далее, умножив результат на тариф, получаем сумму, выставляемую к оплате за отопление.
Замечу, что даже в однотипных домах показания приборов учета расхода тепловой энергии могут отличаться, так как каждый дом уникален по отношению к «розе ветров» (месту расположения), состоянию инженерных внутридомовых сетей, тепловой изоляции, утеплению жильцами оконных блоков, дверей в подъезды и других факторов.
— Как ведётся учет тепловой энергии? Во всех ли домах установлены счетчики и как часто они должны проходить поверку?
— Практически весь многоквартирный жилой фонд района оснащен теплосчетчиками. Исключение составляют дома в сельских населенных пунктах, состоящие на балансе сельхозпредприятий, не имеющих финансовой возможности оборудовать ими свой жилищный фонд.
Учет тепловой энергии в домах, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, ведется по усредненным, так называемым плановым нормативам, которые рассчитываются ежегодно по окончании отопительного периода по специальной методике и в течение года не меняются.
Если год выдался не слишком холодным, плановый показатель оказывается больше фактического, и жильцам таких «безучетных» домов выплачивается компенсация в виде разницы этих двух показателей. А в случае, если год был холодным, то жильцам приходится возмещать разницу.
Поверку теплосчетчики проходят раз в два года в специализированной лаборатории организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности.
Следует отметить, что приборы учета расхода тепловой энергии представляют собой электромеханические устройства, повлиять на результаты измерений которых контролер не сможет даже имея подобные намерения, так как все приборы опечатаны (опломбированы), и содержащаяся в них информация закодирована.
Жалобы жильцов по результатам расчетов за тепловую энергию случаются. И по каждому специалистами предприятия проводится служебная проверка с привлечением организации, обслуживающей приборы учета тепловой энергии. Практически всегда удаётся найти компромиссное решение и решить проблему.
— Перед жилищно-коммунальным хозяйством поставлена задача удерживать рост цен на коммунальные услуги за счёт снижения затрат. Как решается эта задача?
— Постоянно работаем над усовершенствованием системы отопления, находящейся на балансе предприятия, занимаемся текущим, плановым ремонтом тепловых сетей и оборудования, внедрением прогрессивных технологий.
— Жители микрорайона в последнее время жалуются на некачественную воду. С чем это связано и что предпринимается для исправления ситуации?
— В предпраздничные и праздничные дни нагрузка на системы горячего водоснабжения максимальная. В сети трубопроводов гидравлический режим меняется, скорость движения воды увеличивается, сила трения возрастает. В результате от стенок водопровода отслаиваются частицы отложений, которые вместе с водой вытекают и кранов. Такие неприятные явления могут наблюдаться также при авариях на сетях централизованного водоснабжения. В таких случаях после включения системы в работу специалистами предприятия производится слив воды из сетей для прочистки трубопроводов. В последующем при стабилизации гидравлического режима ситуация с подачей горячей воды нормализуется.
Ежегодно в ходе подготовки объектов водопроводно-кана-лизационного хозяйства к работе в осенне-зимний период специалистами предприятия производится профилактический осмотр и ремонт всех имеющихся на балансе артезианских скважин, водопроводных сетей, водоразборных колонок, канализационных сетей. Производится ремонт и перекладка изношенных участков водопроводных сетей. Проблемными вопросами по указанным объектам являются высокий процент их износа или полная аммортизация, недостаточное финансирование для выполнения необходимых ремонтно-восстановительных работ. При проведении аварийно-восстановительных работ на некоторых улицах т.н. «старого города» (ул. Садовая, Интернациональная, Заводская) требуется отключение всей системы водоснабжения города, так как по указанным улицам проходит единственная магистраль, связывающая потребителей со станцией обезжелезивания.
Необходима перекладка изношенных сетей горячего и холодного водоснабжения, а также новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт сетей и сооружений наружного водоснабжения и водоотведения и центральных тепловых пунктов.
— Во многих подъездах многоквартирных жилых домов установлены реле освещения, но многие жильцы жалуются на то, что они срабатывают только после усиленного топота на площадках.
— В установленных на данный момент датчиках движения в местах общего пользования (лестничных площадках многоквартирных жилых домов) по данным завода-изготовителя не предусмотрена регулировка датчика на шумовые эффекты.
— Как часто меняются лампочки в подъездах? Кто отвечает за состояние освещения?
— Замена лампочек выполняется электромонтерами предприятия при поступлении соответствующей заявки. И входит в плату за техническое обслуживание, то есть никаких дополнительных средств ГРУПП ЖКХ за это не взимает. В случае отсутствия ламп в подъезде потребитель имеет право обратиться в круглосуточно работающую диспетчерскую службу предприятия с заявкой об их установке. Нужно обратить внимание и на то, что сотрудники предприятия заменят лампы бесплатно на те, которые были предусмотрены в доме проектной документацией. То есть если по проекту в подъезде изначально устанавливались обычные лампы накаливания, то никто светодиодные бесплатно не поставит. Заменят перегоревшие на точно такие же. А вот если по проекту были светодиодные или энергосберегающие, то ГРУПП ЖКХ обязано заменить лампы на аналогичные. В том случае, если вы хотите заменить оборудование (непосредственно светильник), плата за него будет взиматься по согласию абсолютного большинства (50%+1). Оплату в счет-извещение выставят всем, даже несогласному меньшинству. Именно это на сегодняшний день предписывает Жилищный кодекс.
— Освещение дворов – залог безопасности при движении людей и транспорта. Но многие дворы в городе не освещаются. С чем это связано?
— В 2016 году специалистами предприятия выполнены работы по устройству фонарей освещения придомовых территорий следующих домов: № 9 по ул. Черского, № 4а по ул. Кобзуна, №158 по ул. Советской. На весенне-летний период 2017 года запланирована установка таких же фонарей для освещения территорий домов № 150-152-154-156 по ул. Советской, ремонт системы освещения внутридомовой территории дома №10 по ул. Кобзуна. В дальнейших планах предприятия – проведение соответствующих работ для обеспечения внутридворового освещения всех домов коммунальной собственности района при наличии технической возможности и определения источника финансирования.
— Оказывает ли ЖКХ платные услуги жителям?
— Разумеется, оказывает. Спектр услуг достаточно широк. Это текущий ремонт жилых помещений, замена и ремонт внутриквартирного электрического, санитарно-технического и иного оборудования, установка, замена и ремонт приборов индивидуального учета расхода воды, внутриквартирной электропроводки и многое другое. Как таковых в прямом смысле слова «хаус-мастеров» в распоряжении предприятия на данный момент не имеется, однако специалисты по ремонту жилищного фонда, слесари-сантехники, электрики готовы оказать платную услугу заказчику. Существует несколько вариантов действия заказчика услуги, всё зависит от того, что конкретно нужно потребителю. Если, к примеру, необходимо прочистить участок внутриквартирной системы отвода канализационных стоков или заменить розетку – обращается человек в диспетчерскую службу, оставляет соответствующую заявку и оплачивает её в кассе предприятия в соответствии с действующим прейскурантом цен на услуги. Если необходимо заменить санитарно-техническое оборудование, приобретенное самостоятельно, то здесь уже нужно обращаться письменно, и специалисты предприятия рассчитают стоимость услуги и выполнят работы на основании заказа-договора. Всегда можно обратиться за получением консультации либо в диспетчерскую службу по тел. 5-34-79, либо к инспектору по работе с обращениями граждан и юридических лиц по тел. 5-73-53.
Подготовила
Лариса ЗАЙЦЕВА.