На заседании районного исполнительного комитета рассмотрен вопрос «О развитии сферы торговли и услуг на территории Верхнедвинского района и мерах по её совершенствованию».
В докладе заместителя председателя райисполкома Е.А. Борздыко отмечено, что лидером в оказании торговых услуг населению района является райпо, которому принадлежит 79 магазинов из имеющихся 230 стационарных объектов розничной торговли. Ещё 50 магазинов в ведении индивидуальных предпринимателей, остальные принадлежат разным собственникам. Более половины торговых объектов расположено в сельской местности.
Ежегодно торговый рынок расширяется — в этом году открыто 14 новых объектов, некоторые увеличили площади. Малый бизнес активнее идёт в сельскую местность – за последние годы в агрогородках открыто 12 магазинов. В районе работает 21 объект общественного питания на 730 посадочных мест, из которых 13 принадлежат райпо.
Предприятия принимают меры по увеличению товарооборота. Например, райпо открыло два новых магазина «Кладоўка» и «Обувь», готовит объекты к «Дожинкам-2018», снижает уровень затрат, активно применяет продажу товаров в кредит, акции и скидки.
Именно потребобщество берет на себя большую социальную нагрузку по обслуживанию сельского населения: из 116 торговых объектов, расположенных на селе, 52 принадлежат райпо. 7 автомагазинов еженедельно по графику обеспечивают доставку товаров в 171 населенный пункт, причем в большинстве из них проживает от 2 до 7 человек. Как следствие, 17 магазинов райпо на селе и работа автомагазинов убыточны. При этом, несмотря на предоставленные Указом № 345 преференции, ни один предприниматель пока не выразил желания торговать в отдаленных деревнях.
Однако резервов роста товарооборота как в райпо, так и у других субъектов торговли ещё немало. По уровню зарплаты район занимает пятое место в области, но на одного жителя реализовано товаров на сумму 1,9 тысячи рублей, в то время как по области – на 2,66 тысячи. Анализ доходов и расходов населения свидетельствует, что более 15 % товарооборота люди вывозят за пределы района.
Председатель райисполкома И.И. Маркович обратил внимание на необходимость постоянно изучать и чётко анализировать ситуацию, искать причины снижения конкурентоспособности местного рынка и предпринимать эффективные меры по удержанию покупательского спроса в районе. Сегодня особенно актуальным является искусство маркетинга — умение заинтересовать потребителя своей продукцией. Важно насытить торговую сеть товарами в широком ассортименте и по привлекательным ценам, выигрывать конкуренцию за счет цен производителя, использовать современные технологии, в том числе договоры с крупными фирмами на взаимовыгодных условиях, активно рекламировать товары и услуги.
Немаловажное значение придаётся развитию фирменной торговли, открытию объектов придорожного сервиса. Например, в текущем году построено два новых автозаправочных комплекса, создано 40 новых рабочих мест. В результате получен дополнительный товарооборот в 2 млн рублей. В ближайшей перспективе после ввода электронной очереди весь поток выезжающего из республики автотранспорта будет перемещаться через этот объект для электронной регистрации. А значит, появится возможность дальнейшего роста товарооборота.
Останавливаясь на развитии в районе услуг населению, Е.А.Борздыко проинформировала, что наибольший удельный вес приходится на телекоммуникационные, бытовые, транспортные и образовательные. В целом обеспечен прирост объемов платных услуг населению в действующих ценах на 5,6%.
Бытовые услуги оказывают более 40 субъектов хозяйствования. За последние годы открыты 2 новые парикмахерские, швейная мастерская, 4 станции техобслуживания автомобилей, агентство ритуальных услуг, 2 пункта проката одежды, кабинет визажиста.
Основную нагрузку по оказанию бытовых услуг на селе несет ОАО «Верус» — приём заказов осуществляют 10 комплексных приемных пунктов, из них 7 – сельских.
Однако на протяжении последних лет объемы потребления населением бытовых услуг повсеместно снижаются. Деятельность сельских КПП убыточна. Анализ показывает, что востребованы услуги по ремонту одежды, теле- и видеоаппаратуры, расчесу шерсти, химчистки.
Прирост платных услуг наблюдается в коммунальной сфере. ГРУПП ЖКХ увеличило этот показатель на 14,2%, в том числе коммунальных – на 23%.
Объем пассажирских перевозок филиал автопарка №2 г.Полоцка увеличил на 8,4%.
Результаты опроса населения свидетельствуют и о потребности в таких видах услуг, как химчистка мебели, ремонт электробытовой техники, сантехнические услуги. Недостаточно развита стационарная сеть объектов бытового обслуживания в жилых районах города.
Обеспечен прирост платных услуг в образовании, медицине, социальном обслуживании и культуре. Вместе с тем, в этих отраслях снижены объёмы отдельных видов услуг.
Руководитель района потребовал восполнить эти показатели, которые должны стать дополнительным источником доходов бюджетных организаций.
На заседании обсужден вопрос оказания банковских услуг. В последнее время наблюдается тенденция «оптимизации» отделений в сельской местности, что приводит к росту обращений граждан. Также на селе порой закрываются другие объекты жизнедеятельности, транспортные маршруты. Такие действия должны в обязательном порядке согласовываться с исполнительной властью, чтобы не повлечь за собой снижение уровня и качества предоставления услуг.
Поставлена задача активнее использовать для продвижения товаров и услуг интернет-ресурсы, дисконтные карты, смс – оповещения, как это уже делают ОАО «Верус» и маслосырзавод. Надо работать и в направлении доставки товаров на дом.
Для завоевания потребителей важно соблюдать правила торговли, санитарно-гигиенические нормы, условия хранения товаров.
С целью улучшения качества торгового обслуживания населения района планируется строительство торгового объекта «Евроопт», открытие продовольственного магазина современного формата в микрорайоне райпотребобществом, открытие магазина маслосырзавода в Бигосово, ремонт с перепрофилированием кафе «Лабиринт» Верхнедвинского райпо.
На заседании отмечалось, что стимулом для развития торговли и бытовых услуг должны стать принятые государством новые законодательные акты – Декрет №7, Указ №345, Указ №337, предоставившие существенные льготы и возможности для субъектов хозяйствования и частных лиц на территории сельской местности и малых городских поселений.
Предусмотрены широкая информационно-разъясни-тельная работа по применению нового законодательства, вовлечение в оборот неиспользуемых объектов недвижимости для открытия новых магазинов и пунктов оказания бытовых услуг.
Предполагается, что принимаемые меры позволят в 2018 году обеспечить прирост товарооборота торговли на 104%, общественного питания на 105%, привлечь в сферу торговли и услуг субъектов малого бизнеса, создать новые рабочие места, обеспечить повышение уровня и качества обслуживания населения района.
Надеемся, с новым руководителем что-то изменится к лучшему в транспортном обслуживании — уже и расписание автобусов на новый год в районке дали! Вот бы ещё вывески на остановках обновили. Диву даешься, неужели в автопарке нету белого маркера, чтобы проехать по всем остановкам и написать правильное расписание? Висит устаревшее, покорёженное, с непонятными данными. Ехали как-то из центра в воскресенье, указанный в расписании автобус на 11.07 оказывается уже не ходит, а идёт на полчаса позже. В расписании этого нет. К тому же, время отправления на всех остановках написано по конечным станциям — по времени выхода из автопарка или из Боровки. А почему бы не сделать контрольные замеры и не написать точное время отправления с каждой остановки и придерживаться его? Иной раз и поехал бы на автобусе, но из-за этих непоняток махнешь рукой и идёшь пешком.
Еще бы обратил внимание новый руководитель на те автобусы, которые осуществляют рейсы на Витебск, особенно, когда на трассу выходит большой автобус.Если ехать в нем больному человек в Витебск на обследование, то заболеть можно совсем.Хотя это касается и остальных пассажиров, которые сидят в холодном транспорте, как нахохлившиеся воробьи. И ВТОРОЕ-соблюдение расписания прихода утреннего автобуса в Полоцк, который идет на Витебск.Уже имела проблему, когда взяла билет на поезд Полоцк-Могилев (отправление 8.32), но автобус, который должен придти не позднее 8.25, пришел в Полоцк в 8.40.Очень холодно в морозные дни и в городском автобусе.Особенно ощущаешь это, когда приходится ехать в город с вечернего дизеля.
Заказала в е-доставке продукты. Курьер принёс их в 20 вечера, заметила ему, как поздно приходится работать. А он ответил, что уже обслужил с утра Верхнедвинск, Бигосово, Кохановичи и Сарью, а впереди до 23 часов — Освея. За день, говорит, перетаскивает в квартиры района по 300 неподъёмных сумок плюс неисчислимое число пакетов. Вот он, покупательский спрос, — уходит в Полоцк, Минск и т.д. Почему бы не построить в Верхнедвинске большой евроопт, чтобы дать людям (тем же райповским) рабочие места и налоги на магазин у нас оставались. Всё равно народ будет у них покупать, а райпо никогда не сумеет конкурировать по обороту и ценам, потому что устаревшая система. Зачем противиться очевидному?