Ежегодно 15 марта в нашей республике отмечается День потребителя. Чтобы читатели «Дзвінскай праўды» смогли получить квалифицированную консультацию по вопросам защиты прав потребителей и узнали, как обезопасить себя от недобросовестных продавцов, редакция организовала «прямую линию» с заместителем начальника отдела экономики Верхнедвинского райисполкома Ольгой КУЧЕРОВОЙ. Предлагаем ответы на заданные потребителями вопросы.
В последнее время участились случаи обращений граждан к уполномоченному по защите прав потребителей райисполкома с просьбой помочь расторгнуть договор купли-продажи на дорогостоящий товар, который им «навязали» во время проведения презентаций «супер-посуды», «чудо-массажера» или другого «волшебного товара», и вернуть его продавцу.
Однако сделать это не всегда представляется возможным. И вот почему.
Как правило, субъекты торговли, осуществляющие продажу по образцам, к которой относится реализация товаров во время проведения презентаций, действуют в правовом поле. В большинстве случаев на реализуемые товары имеются необходимые документы, подтверждающие безопасность и качество.
Юристы из штата указанных субъектов торговли разрабатывают договоры, которые не противоречат действующему законодательству, а специалисты по продажам, владеющие основами маркетинга и психологии, умеют красиво преподнести любой товар, убедить в его нужности и предложить рассрочку с минимальным первоначальным платежом, «заманивают» на презентации подарками и бесплатными обедами. Конечно, всё это выглядит заманчиво, но нельзя забывать народную мудрость о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Прежде чем заключать договор, хорошо подумайте: нужна ли вам самая «распрекрасная» кастрюля, сковородка с «антипригарным» покрытием или «массажная накидка» на кресло за 4200 белорусских рублей, даже если она «препятствует инсультам, инфарктам и развитию остеохондроза»?! Не лучше ли пойти в магазин и приобрести аналогичный товар по цене меньшей в несколько раз? А ещё разумнее — посетить физкультурно-оздоровительный комплекс, где действуют современное оборудование и приемлемые цены.
По вопросу о порядке возврата товара следует знать, что презентации и другие подобные мероприятия чаще всего проводят в отдаленных населенных пунктах, подальше от своего юридического адреса, склада или места, указанного в договоре купли-продажи для возврата товара. Делается это для того, чтобы затруднить покупателям возможность вернуть купленный товар, ибо в договоре купли-продажи местом возврата объявлен не актовый зал или другое место, где была организована презентация, а город Минск, Брест, Гродно и т.д.
В большинстве случаев реализуемый таким образом товар является качественным, и вернуть (обменять) его в соответствии с законодательством потребитель вправе, но в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
На вопрос потребителей о том, все ли качественные товары можно вернуть продавцу, поясню, что не подлежат возврату метражные товары, белье, чулочно-носочные изделия, технически сложные товары бытового назначения, мебельные гарнитуры, предметы личной гигиены, посуда и другие.
Если все-таки вы доверились недобросовестному продавцу, а потом пришли в себя и поняли, что купили вещь, которая вам не нужна, особенно за «большие» деньги, и вы не в состоянии оплачивать кредит или рассрочку, если вам предоставили неполную или недостоверную информацию о товаре, помните, что расторгнуть договор купли-продажи и вернуть товар в установленные законодательством сроки вы можете лично или через доверенное лицо, а не почтовым переводом. В противном случае плату за товар с вас взыщут через суд.
В последнее время появляется всё больше обращений жителей области с жалобами на то, что под видом коммунальных служб к ним приходят продавцы фильтров для воды, представители компаний, обслуживающих пластиковые окна, ванны и сантехнику, которые обещают качественное и дешевое обслуживание, а на деле «разводят» людей на большие деньги. Имеют место случаи, когда за оказанную услугу предлагают заплатить небольшую сумму, но, как оказывается впоследствии, согласно подписанному договору на обслуживание, окончательная цена гораздо больше, а это был только первоначальный взнос.
Внимательно читайте договоры, прежде чем подписать их! Ставя свою подпись в договоре, вы тем самым соглашаетесь со всеми его условиями и ценами на услуги и товары.
А лучше всего — не пускайте сомнительных продавцов в свои дома и квартиры, умейте противостоять агрессивному маркетингу и давать отпор дельцам, желающим нажиться за ваш счёт!