Кто видел пожар, тот знает, какое это страшное бедствие. Он не только губит материальные ценности, но часто уносит самое дорогое — человеческие жизни.
Особенно опасен пожар в школе. Предметы, находящиеся в классе, не такие уж безобидные в пожарном отношении. Шкафы из полированной плиты, наполненные пособиями из сгораемых материалов. Кабинеты химии, физики, мастерские оснащенные химическими реактивами, растворителями, приборами, спиртовками, теле-, радиоаппаратурой и т.д. И почти все это легко воспламеняется, горит, выделяя при этом ядовитый токсичный дым.
Например, при горении полированных плит и поролона, который широко применяется в мебели, выделяется цианистый водород. Так, при сгорании 1 кг поролона выделяется до 4,3 г цианистого водорода, что превышает смертельную для организма концентрацию более чем в 10 раз.
В современном телеприемнике до 40% деталей состоит из легковоспламеняющихся химических и других материалов. К тому же телевизор потребляет ток высокого напряжения. При горении телеприемника в закрытой комнате (классе) площадью до 20 кв. м. опасная для жизни концентрация токсичных продуктов горения может образоваться через 10-12 минут с начала пожара.
Частой причиной пожара в школьных помещениях является шалость детей с огнем. Ученики младших классов порой в подвалах, чердачных и хозяйственных помещениях разводят костры, жгут бумагу, курят, спрятавшись от взрослых. Все это неизбежно приводит к пожару.
Находясь в школе, учащиеся должны строго соблюдать правила пожарной безопасности, не играть со спичками. Взрослые обязаны следить, чтобы основные и запасные пути эвакуации не загромождались. Особую осторожность необходимо проявлять в кабинетах, лабораториях и мастерских. При проведении массовых мероприятий в школе должно быть организовано дежурство дружины юных спасателей-пожарных, ответственных лиц из числа преподавателей. Каждый из учеников должен правильно и без паники действовать в экстремальных ситуациях.
При возникновении пожара заметивший его ученик сообщает об этом учителю и в пожарную аварийно-спасательную службу по телефону «101». Все дети и взрослые должны покинуть помещение через основные или запасные пути эвакуации. Нельзя выпрыгивать из окон, прятаться от огня в шкафы, обособленные помещения. Необходимо вместе со взрослыми пытаться ликвидировать огонь имеющимися первичными средствами. Место нахождения этих средств должен знать каждый учащийся.
В школах имеется план эвакуации на случай пожара. Все ученики обязаны ознакомиться с его содержанием, определить на нем место расположения своего класса и пути движения на случай чрезвычайных ситуаций. План эвакуации должен отрабатываться в полном объеме с полной эвакуацией всех детей, преподавательского и обслуживающего персонала в школе и в дошкольном учреждении не менее двух раз в год.
Т. КРАВЧЕНКО, специалист группы пропаганды и обучения Верхнедвинского РОЧС.
11/09/2010