Сегодня все чаще появляются публикации с кричащими заголовками о заторах на рубежах страны. Некоторые источники при этом не вникают в истинные причины появления очередей и суть процесса пересечения границы. Давайте разбираться!
Во-первых, грузовики не «застряли» и не «стоят в заторе или пробке», а постоянно двигаются. Белорусские пункты пропуска работают ритмично и пропускают автомобили для оформления. Однако нужно понимать, если сопредельное государство не «забирает» транспорт, то и место для запуска новых грузовиков в белорусском пункте пропуска не освобождается.
Пропускная способность работающих пунктов пропуска в одну сторону по направлениям: латвийское – 400 грузовиков в сутки, литовское – 1230, польское – 2280, украинское – 512.
На самом загруженном направлении – литовским сейчас около 700 грузовиков, находящихся перед пунктами пропуска. Они будут оформлены в течение одного дня, а на их место приедут новые. Очевидно, что граница работает, заторов нет.
Одним из факторов популярности у грузоперевозчиков литовского маршрута является отсутствие ограничений по ввозу топлива.
Во-вторых, на многих погранпереходах процесс ожидания носит исключительно спланированный по времени характер. Этому способствует система электронной очереди. Она информирует водителей о выделенном специально для них интервале времени для въезда в пункт пропуска. При этом в сервисных зонах созданы все условия для комфортного отдыха и времяпровождения водителей.
Кстати, около 40% водителей большегрузов следуют именно через те пункты пропуска, в которых функционирует система электронной очереди: Григоровщина и Урбаны – на латвийском направлении, Котловка — на литовском, Брузги и Брест — на польском.
С учетом постоянного роста объема перевозимых товаров ситуация не является стихийной. В связи с данной тенденцией пропускная способность белорусских пунктов пропуска постоянно увеличивается благодаря их модернизации и реконструкции.
В-третьих, на ход пересечения границы влияет ситуация с COVID-19. Сопредельные страны в условиях коронавирусной инфекции закрыли ряд пунктов пропуска, что увеличило нагрузку на работающие погранпереходы. Так, Литва не осуществляет пропуск в двух из шести имеющихся автомобильных пунктов пропуска, с польской стороны также два пункта пропуска из шести не функционируют, украинская сторона закрыла пять точек пересечения границы из двенадцати.
И, конечно же, не стоит забывать о том, что число грузовиков, следующих за рубеж, увеличивается к выходным и в понедельник – одни грузоперевозчики стараются закрыть все вопросы к концу рабочей недели, другие – только начинают работать.
По информации Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.