Общественный диалог: путь к согласию

Тема недели

В эти дни в трудовых коллективах и по месту жительства проводится День информирования на тему: «Общественный диалог: основные направления развития Беларуси».
Продиктовано временем
Члены информационных групп рассказывают в трудовых коллективах и по месту жительства населения о работе диалоговых площадок, созданных во всех регионах страны. Такой мирный и конструктивный подход к решению актуальных вопросов, формированию стратегических приоритетов развития выбран с целью внесения возможных изменений в Конституцию республики. Все инициативы и предложения граждан будут собраны, обсуждены с экспертами и направлены на рассмотрение на Всебелорусском народном собрании.
Диалоговые площадки работали во всех регионах страны на протяжении октября-ноября 2020 г. В дискуссии вовлекалось большое число участников, представляющих все слои белорусского общества. А потому обсуждения касались самых разных сфер – конституционной реформы и партийного строительства, повышения роли местного управления и самоуправления, развития экономики, социальной сферы и молодежной политики.
Необходимость выйти на диалоговую площадку продиктована, прежде всего, эволюционным развитием белорусского государства. Определенные законодательные акты, на которых был построен фундамент молодой республики, сегодня не в полной мере решают накопившиеся в обществе проблемы.
Изменения назрели еще и потому, что страна достигла того уровня развития, когда необходимость в сильной централизации власти уже отпала.
Регионы отражают потребности всего общества
В Витебской области была организована работа 29 дискуссионных площадок. Все инициативы (76 предложений), поступившие в ходе диалоговых площадок, систематизированы по сферам: государственная молодежная политика – 5 предложений, социальная сфера – 39, конституционное реформирование и партийное строительство – 6, местное управление и самоуправление – 5, экономика и бизнес –26.
Лейтмотивом работы данных площадок стал тезис о необходимости придерживаться эволюционного пути развития страны, четко осознавая, что для этого нет других ресурсов, кроме напряженного труда в обстановке мира и согласия в стране.
Любые изменения должны опираться на базовые ценности и традиции белорусского народа, приниматься на перспективу, а не в угоду сиюминутной конъюнктуре. При этом самое главное – перемены – нельзя проводить под напором улицы. Действовать надо обдуманно, четко просчитывая возможные последствия, поэтому особую роль в этом процессе должно сыграть экспертное сообщество.

Предложения обобщаются
В ходе проведенных дискуссий на данный момент выработаны следующие предложения.
Конституционная реформа и партийное строительство:
развитие политического поля страны;
перераспределение полномочий Президента, Парламента и местных властей;
переход от мажоритарной к смешанной избирательной системе выборов депутатов Парламента;
увеличение срока полномочий Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов до 5 лет;
внесение в Конституцию Республики Беларусь статьи о статусе Всебелорусского народного собрания;
введение института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь;
введение единого дня голосования для выборов депутатов Парламента и Президента с целью сбережения государственных средств;
введение моратория на смертную казнь;
закрепление возможности заключения под стражу только по решению суда.
Повышение роли местного управления
и самоуправления
Главные идеи, сформулированные в ходе общественного диалога, следующие:
упразднение сельских, поселковых Советов депутатов;
расширение полномочий местных органов власти, в том числе в части распоряжения финансовыми ресурсами;
повышение роли и статуса местного самоуправления;
выборность глав органов местной исполнительной власти.
Развитие экономики
Ключевые предложения в этой сфере касаются:
создания равных условий хозяйствования для предприятий независимо от формы собственности;
предсказуемости экономической политики, прозрачности и заблаговременности предполагаемых изменений;
обеспечения справедливой судебной системы, независимой от влияния органов исполнительной власти;
предоставления судам исключительного права решений о лишении собственности, принудительной остановке работы организаций;
разработки прозрачной процедуры проведения амнистии капитала, при которой предпринимателю будет понятен весь ее процесс и результаты, а также проведение амнистии капитала в отношении тех средств, которые будут вложены в развитие отстающих районов;
разработки механизмов повышения занятости уязвимых групп населения, в том числе молодежи, на основе поощрения работодателей за трудо-устройство данных категорий граждан;
ликвидации перекрестного субсидирования в экономике;
предоставления возможности организациям, имеющим рентабельность свыше 20%, вкладывать прибыль в развитие территорий, на которых они расположены;
сокращения функций Комитета государственного контроля.
Социальная сфера:
осуществление градостроительного планирования районов с обязательным учетом объектов социальной инфраструктуры. Разработка и внедрение новых социальных стандартов по обеспечению объектами инфраструктуры физической культуры и спорта в зависимости от численности населения микрорайона;
введение единого государственного экзамена в форме ЦТ посредством объединения выпускных экзаменов за курс средней школы и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения;
разработка нормативно-правовых актов, регулирующих дистанционное обучение;
реализация комплексного и взаимно заинтересованного взаимодействия между органами государственного управления, учреждениями высшего образования, агропромышленным сектором и бизнес-сообществами в целях подготовки востребованных и высококвалифицированных молодых специалистов, содействия их последующему трудоустройству;
конвертация стажа военной службы в педагогический стаж военнослужащих в запасе, преподающих допризывную подготовку;
развитие государственно-частного партнерства в вопросах сохранения культурного наследия;
обеспечение повсеместной доступности медицинских услуг вне зависимости от типа населенного пункта;
привязка штатных нормативов учреждений здравоохранения не к коечному фонду, а объемам оказания медицинской помощи;
повышение ответственности взрослых детей за своих родителей посредством введения нормы, привязывающей к доходу детей оплату содержания человека в стационарном учреждении ухода за престарелыми.
Молодежная политика:
внедрение системы льготных кредитов для молодежи, например, на строительство и приобретение жилья (с низкой фиксированной процентной ставкой на длительный срок) в регионах страны с целью закрепления молодых специалистов;
внедрение системы открытых конкурсов среди молодежи и молодежных общественных объединений на выполнение социально значимых проектов как на республиканском, так и на местном уровнях;
рассмотрение вопроса об увеличении возраста молодых граждан с 16 до 35 лет;
разработка программы зарубежных молодежных стажировок;
создание сети областных молодежных лагерей для учебы кадрового резерва, подготовки молодых спикеров, будущих руководителей и т. д.
стимулирование и развитие молодежных общественных инициатив посредством создания дискуссионных площадок, информационных интернет-ресурсов и др.;
формирование новой традиции проведения Дня молодежи: накануне или в день праздника проводить открытый диалог с участием Главы государства для обсуждения молодежной повестки с представителями различных категорий молодежи;
создание государственного органа, ответственного за координацию и реализацию молодежной политики.
Эти и многие другие предложения, сделанные участниками диалоговых площадок, будут аккумулированы организационным комитетом Всебелорусского народного собрания и представлены для рассмотрения делегатам данного форума, что позволит создать почву для обсуждения возможных вопросов модернизации общественно-политической системы Беларуси.
Также на Дне информирования обсуждается вопрос вынесения на Всебелорусское народное собрание Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередную пятилетку.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *