В этом году Беларусь впервые отмечает новый национальный праздник – День народного единства. Дата для его проведения выбрана неслучайно – события 17 сентября 1939 года навсегда вошли в историю, определив дальнейшую судьбу белорусского народа.
По итогам советско-польской войны и подписанного её участниками Рижского мирного договора в 1921 году Западная Белоруссия – Гродненская губерния, восточные районы Виленской и западные районы Минской губерний, а также Западная Украина вошли в состав Польши. Воды Западной Двины безжалостно разделили друзей, соседей и родственников, живших на разных берегах реки, став непреодолимой преградой даже для самых крепких уз.
По договору правительство Польши обязывалось обеспечить равные права для всех проживающих на территории страны народов – и поляков, и белорусов, и украинцев, а также сохранить национальную культуру Западной Белоруссии и Украины, их язык и религию. Однако на деле эти обязательства не выполнялись: белорусские школы преобразовывались в польские, переставали выходить белорусские газеты и журналы. Белорусы не признавались отдельным народом, территория Западной Белоруссии официально именовалась «кресы восточные», что значит «восточные окраины».
В хозяйственном отношении западнобелорусские земли стали аграрным придатком промышленных районов Польши, источником сырья и рабочей силы. Установленный здесь в 1926 г. политический режим получил название «санация» – «оздоровление». Западная Белоруссия должна была исполнять роль буфера между СССР и капиталистическими странами, не допуская распространения коммунистических идей. Неудивительно, что вскоре на этой территории развернулось национально-освободительное движение, которое довольно жёстко подавлялось правительством.
1 сентября 1939 года гитлеровская Германия напала на Польшу, положив начало Второй мировой войне. Польская армия не могла противостоять прекрасно вооружённым немецким войскам, и уже к середине месяца захватчики заняли почти все стратегически важные точки страны.
Утром 17 сентября 1939 года послу Польши в СССР была вручена нота, где излагались причины начала операции по освобождению Западной Белоруссии и Западной Украины: «…Польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили свое действие договоры, заключенные между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам.
Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными. Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии».
В этот же день Красная Армия перешла советско-польскую границу. На своём пути войска СССР встретили незначительное сопротивление – в основном оно оказывалось жандармерией, отрядами КОП и ополчением из поляков. Верховный Главнокомандующий Польши Э. Рыдз-Смиглы отдал приказ боевых действий с Советским Союзом не вести. Стоит отметить, что ни Польша, ни Франция, ни Великобритания не квалифицировали происходящее как войну. А местное население – белорусы, украинцы и евреи – по большей части всячески содействовало красноармейцам, создавая им в помощь вооружённые отряды.