Дата республиканского референдума назначена. Сейчас очень ответственный этап — подготовка к этому судьбоносному событию. У всех нас есть время подумать и взвесить, чтобы сделать правильный выбор. Своим видением, почему важно принять участие в референдуме, поделился председатель Витебского областного Совета депутатов Владимир ТЕРЕНТЬЕВ.
— Владимир Владимирович, референдум — это международная практика, имеющая глубокие исторические и гуманитарные корни. Как вы думаете, почему важно придерживаться ее в наше время?
— Политическое значение референдума в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективно воздействовать на формирование политики государственных и иных органов власти. Его родиной считается Швейцария, где такая форма волеизъявления народа стала регулярной с конца XIX века. Практика выносить на народное обсуждение наиболее важные вопросы государственной жизни существует во многих странах. Например, одна из статей Конституции Италии предусматривает отмену референдумом любого закона, кроме законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров.
В СССР понятие «всенародный референдум» появилось в Конституции 1936 года. Старшее поколение помнит, как на всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года проголосовало за сохранение СССР, но политическая элита не учла мнение большинства, что привело к необратимым последствиям. Поэтому так важно услышать голос народа и использовать это в принятии судьбоносных для страны решений.
Символично, что референдум-2022 в Беларуси проводится в Год исторической памяти. Формирование объективного отношения общества к историческому прошлому способствует сохранению и укреплению единства белорусского народа. В одном из своих выступлений
Президент подчеркнул: «Утрата образа героического прошлого ведет государство к катастрофе и лишает народ будущего. Важно беречь память народа, историческую правду, не допускать фальсификации судьбоносных для страны событий».
Нашей государственности чуть больше тысячи лет, и зарождалась она в том числе на витебской земле. В этом году отметим 1160-летие Полоцка, приближаемся к 1050-летию Витебска. Говоря об истории Полоцкого, Витебского, Туровского, Друцкого княжеств, о нахождении в составе Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи, мы отмечаем и демократические процессы, которые происходили на наших землях. Это в первую очередь принятие Статута ВКЛ, который на самом деле защищал права людей, стал прообразом европейских конституций.
— Чему научили нас три предыдущих референдума в истории нашей страны?
— На первый референдум 14 мая 1995 года были вынесены четыре вопроса: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в действующую Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случае систематического или грубого нарушения Конституции. Глава государства получил поддержку большинства по всем вопросам.
На всенародное решение в ходе референдума в 1996 году были вынесены четыре вопроса: о переносе Дня Независимости на 3 июля; о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом); о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельхозназначения; об отмене смертной казни. Судя по количеству участников (6 181 463 человека, или 84,14 процента), белорусский народ показал свою зрелость.
И мудрость в принятии решений. Так, становление нашего государства в первые годы смогло пройти в русле народного волеизъявления, что показало каждому гражданину: «Власть — это я». Референдумы научили: все конфликтные ситуации можно решать в правовом поле и Президент всегда советуется с народом. Поэтому получил большую поддержку на очередном референдуме в октябре 2004 года, на который был вынесен единственный вопрос: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции:
«Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»?»
— Что предстоит нам решать на референдуме-2022?
— Нашему народу необходимо определиться, оставлять ли действующую Конституцию без изменений или принять обновленный, более совершенный Основной Закон.
Весь спектр возможных коррективов озвучен на диалоговых площадках, в работе которых могли участвовать все желающие, передано более 200 предложений в проект изменений и дополнений практически по каждой статье Основного Закона, начиная от преамбулы и заканчивая переходными положениями.
В новом варианте Конституции изменены и дополнены 83 статьи, появились 11 новых статей и одна новая глава. Это свидетельство фундаментальной работы всего общества. Такой подход создает устойчивый базис для национального развития. Это очень важно, и вот почему. В эпоху глобализации наблюдается девальвация национальных суверенитетов, традиционных ценностей, в том числе семьи, брака, отношений мужчины и женщины, национальных культур, духовно-исторического наследия. Укрепление государственности, рост благосостояния граждан могут быть реализованы только при условии сохранения фундаментальных ценностей. Именно Конституция закрепляет важные для нас вещи: традиционные семейные ценности, сохранение исторической памяти. Важно прийти на референдум и проголосовать за это.
— Как проходит подготовка к плебисциту? Кого люди выдвигают в территориальные комиссии?
— Всего в области планируется образовать 26 территориальных избирательных комиссий, в том числе областную. В соответствии с календарным планом, утвержденным Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов, 22 января завершилось выдвижение представителей в территориальные избирательные комиссии. В их состав выдвинуто 340 человек. Из них политическими партиями и другими общественными объединениями — 195 (57,4 процента), в том числе политическими партиями — 15 (4,4); трудовыми коллективами — 21 (6,2); гражданами путем подачи заявления — 124 человека (36,5 процента).
Областная комиссия наделена широкими полномочиями. Поэтому лица, вошедшие в ее состав, обладают высокими деловыми и личными качествами, позволяющими обеспечить эффективную работу. По каждой кандидатуре проводилось открытое голосование.
— Владимир Владимирович, вы часто в эти дни встречаетесь с трудовыми коллективами, выступаете на диалоговых площадках. Какие настроения у жителей области?
— Да, практически каждый день проходит по две-три, а то и больше встречи на самых разных уровнях. Много беседую с молодежью, жителями сельской местности, ветеранами, пенсионерами. Настроение у всех боевое, все активно откликаются на возникающие вопросы по поводу подготовки и участия в референдуме. Люди проявляют интерес к законотворчеству, потому что понимают: от каждого из нас зависит будущее нашей Родины.
В новом проекте Конституции людей в первую очередь интересуют социальные гарантии. В Основном Законе впервые прописаны гарантии многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями. Будет закреплено право граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения. Государством четко определены основные принципы оказания медицинской помощи: бесплатно, доступно, качественно. Уверен, принятие изменений и дополнений в Конституцию воодушевляет каждого неравнодушного гражданина, добавляет уверенности в завтрашнем дне.
https://www.sb.by/articles/vladimir-terentev-my-sozdaem-ustoychivyy-bazis-dlya-natsionalnogo-razvitiya.html