Киты и касатки, дельфины и черепахи, летучие рыбы, переливающиеся всеми цветами радуги… Красивое и непредсказуемое море во все времена манило к себе человека. На целых 34 года связал свою судьбу со службой на флоте наш земляк старший мичман Геннадий Петрович Лонь. Уроженец деревни Картенево Бигосовского сельсовета служил на Балтийском, Баренцевом, Белом, Карском, Каспийском морях.
– 19 июня 1956 года меня призвали в Ленинград на службу в армии и отправили в учебный отряд в Кронштадт, – вспоминает Геннадий Петрович. – Службу проходил в г. Полярный на Северном флоте. Был командиром отделения рулевых. А потом попал на новый корабль – морской тральщик на Каспийском море. Нашей задачей было обнаружение мин, правда, обезвреживали их уже не мы.
В качестве капитана ходил Геннадий Лонь и на катерах связи Командующего флотом.
– Морская служба сама по себе непростая, но особая ответственность чувствовалась, когда принимали участие в парадах. Как правило, в таких случаях приглашалось руководство Республики Азербайджан. И всё до последней мелочи на судне должно выглядеть идеально. Бывало, возили гостей смотреть Бакинские нефтяные камни. Однажды взяли на борт Венский балет на льду – очень весёлая компания оказалась.
На память о годах службы Геннадий Петрович хранит дома небольшой штурвал, рынду и другие предметы, связанные с морской службой. Напоминают о тех годах и награды, в том числе одна редкая и особенно почётная для моряков – за год до окончания службы Геннадий Лонь был награжден медалью Ушакова.
Находясь на службе, Геннадий Петрович 33 года прожил в Баку, там же у них с супругой родился сын. С выходом на пенсию приехал в Верхнедвинск. В августе отметил свой 85-й день рождения. Члены Верхнедвинского отделения БСВМ от имени председателя Совета РОО БСВМ, капитана 2 ранга В.И. Холодилина вручили старшему мичману медаль «225 лет Казарскому А. И.».
Каждый год из Астрахани к родителям приезжает сын Александр, капитан 3 ранга в отставке. И на этот раз он гостит на Верхнедвинщине.
– При выборе профессии примером для меня был отец, – говорит Александр Геннадьевич. – Правда, нечасто видел его и в детстве, и во время учебы в училище, а когда сам стал служить, встречались совсем редко. Зато одно время проходил практику у отца на катере. Я закончил штурманский факультет Каспийского высшего военно-морского училища и считаю, что мне повезло: в то время там давали очень сильные знания. Выпускники нашего факультета могли служить как на надводном, так и в подводном флотах, в морской авиации.
Александр Геннадьевич Лонь начинал служить в Баку, затем был Ленинград, Петропавловск-Камчатский, Чукотка, Владивосток, Посьет. Ходил на разных судах.
– За двадцать лет бывало всякое, – говорит он, – И в шторм попадали, не скрою, было страшно, но обошлось. Знаете, море – оно такое, к нему невозможно относиться как к чему-то обычному, оно удивляло каждый день.
Сейчас Александр Геннадьевич работает в Каспийском институте морского и речного транспорта – отвечает за проведение практики и трудоустройство курсантов.
В этот раз он приехал к родителям с дочкой Соней. Вместе с отцом побывали в создающемся районном военно-морском музее. Кстати, они и сами подарили будущему музею экспонаты. Геннадий Петрович – форму матроса срочной службы и боцманскую дудку, Александр Геннадьевич – ремень в сборе для парадного мундира и морские корабельные часы. С виду совсем обычные, но отличающиеся повышенной точностью, антимагнитные. Заводить их, кстати, нужно каждый день. Почетное место займут в музее и фотографии времен морской службы, в том числе катеров командующего, на которых служил старший мичман Лонь.
– Идея создать такой музей – замечательная, – говорит Александр Геннадьевич. – В следующий приезд мы обязательно привезем что-нибудь еще для экспозиции.
Вот такая она, история династии Лонь. На двоих у отца и сына – 54 года морского стажа, и все же у каждого – своя история, свой морской путь.
Анна ЗИМАЦКАЯ.