В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ведь каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому перед нашими педагогами встала задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Тем более, наш детский сад расположен в одном из прекраснейших мест города, рядом с городским парком и Западной Двиной. Это своеобразное соседство позволяет детям в естественных условиях наблюдать за жизнью растений и животных в любое время года.
Коллектив детского сада на протяжении нескольких лет занимается вопросами экологического образования детей дошкольного возраста.
Здесь создана среда экологического направления, в которой ребёнок может познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе. Одним из важнейших компонентов экологического воспитания является экологическая тропинка на территории детского сада и городского парка. Составлена карта-схема тропинки с нанесением объектов: муравейник, кротовище, гнёзда птиц, места регулярного скопления насекомых. На участках воспитатели оформили уголки поля, луга, устроили фитоогород, посадили лекарственные травы.
На территории сада оборудована метеоплощадка, построена кроликоферма. Есть у нас огород «Солнышко», фруктовый сад «Здоровье», питомник «Смородинка». В каждой группе — уголки природы с живыми объектами: хомячки, морские свинки, аквариумные рыбки, песчанки. Прижилась и красноухая морская черепаха. Радуют глаз комнатные растения: фикусы, пальмы, папоротники.
В здании детского сада функционирует «Зимний сад», акваторий. Создана экологическая комната, мини-лаборатория. В зимнее время на окнах располагаем мини-теплички, в которых дети под руководством педагогов выращивают рассаду цветов, томатов, капусты.
Для улучшения природной среды ведётся большая работа по озеленению территории.
Мы совершаем еженедельные прогулки в парк в любое время года, что позволяет детям накапливать информацию о сезонном состоянии животного и растительного мира, учиться наблюдать и читать книгу природы.
Регулярно проводим экологические занятия на различные темы: «Волшебница осень», «Царица-водица», «Весенние секреты» и другие. Дети должны справедливо оценивать свои поступки и поступки других, учиться понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Во время экскурсий обращаем внимание на взаимоотношение человека с природой, показываем места отдыха и его последствия (мусор, костры, вытоптанные участки), а также на заботу людей о природе (синичники, кормушки, ограды для муравейников). Спрашиваем у детей их мнение об увиденном.
Ежегодно проводим акцию «Выгонка тюльпанов». В октябре мы сажаем луковичные растения в вазоны, ставим в темный погреб, затем через 8-10 недель заносим в помещение, постепенно увеличивая температуру. Дети наблюдают и ухаживают за молодыми побегами и уже на 8 Марта радуют своих мам весенними цветами.
А еще был у нас такой случай. В декабре местный рыбак, зная, что дошкольное учреждение работает в экологическом направлении, принёс в пластиковой бутылке ужа, которого по ошибке выкопал из под снега и, чтобы спасти его от гибели, принёс в садик. Всю зиму мы с детьми ухаживали за ним: пытались поить молоком, кормить мясом, но уж ничего не ел, так как, видимо, запаса на зиму хватало. С приходом весны ужа выпустили на свободу.
Наблюдая за детьми, каждый раз убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы наши воспитанники в дальнейшем могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, учим их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.
В. НАРУБИН,
заместитель заведующего УО «Верхнедвинский государственный санаторный ясли-сад №3» .